Утро наступившего дня погожее и солнечное. Ночью шел дождь, на улице свежо и тепло, как бывает у нас ясным майским деньком. Машины шумно рассекают колесами мелкие лужицы на черном блестящем асфальте, прозрачные капельки воды на крышах автомобилей блестят и переливаются всеми цветами радуги. Пара белых маков, символизируя торжество жизни, пробившись сквозь щебень и асфальт, и, неведомо откуда, выросшие прямо в нашем дворе, от дождя понурили свои цветки, словно провинившиеся дети. Мандариновые деревья сверкают на солнышке, легкий ветер шевелит и стряхивает влагу с их зеленых глянцевых листиков и крупных оранжевых плодов. На высоком голубом небе ни осталось не тучки, кроме двух легких заблудившихся облачков.
За завтраком обсуждаем сегодняшний план и решаем посетить замок Нагоя. Люба говорит, что если доехать до станции Сакаэ, то до замка можно за полчаса дойти пешком. Кроме того, сам район Сакаэ красив, и там есть что посмотреть – добавляет она.
От Вокзала Нагои до Сакаэ рукой подать, две или три остановки на метро. Приехали на Сакаэ, и на выходе нас ждет, буквально, космический сюрприз. Мы оказываемся на широком пространстве, сверху которого возвышается огромная, не менее шестидесяти метров в продольном диаметре, эллипсовидная прозрачная стеклянная крыша, установленная на массивных металлических опорах высотой метров в пятнадцать. На асфальте под ногами бегут и мерцают бесконечные тени волн. Догадываемся, что стеклянная крыша наполнена водой, световые узоры от которой проецируются с высоты, падают под ноги и образуют красивые блики на земле. Дети заметили необычную высокую железную фигуру, похожую на железного дровосека, у которого вместо головы установлены большие часы со стрелками. В этом вся Япония, что буквально везде можно увидеть какие-то необычные уникальные вещи и скульптурные композиции. Поднимаемся по ступенькам наверх, можно и на лифте, конечно, но по лесенке интереснее. Мы уже устали изумляться японским чудесам, несмотря на то, что фактически наши глаза успели увидеть лишь мизерную долю Японии. И здесь мы только и сказали – Какая красота! Мы стоим наверху большой плоской стеклянной площадки в форме овала, по периметру которой устроена широкая прозрачная дорожка со стеклянными леерами, а все остальное стеклянное пространство этого “стадиона” залито слоем воды глубиной сантиметров тридцать. Можно присесть и поплескать водичкой. Восторгаемся и делаем круг по стадиону. Отсюда хорошо виден центр города, в двух шагах перед нами высится телевизионная башня, внизу зеленое поле лужаек, небольшой парк в окружении современных зданий, красивых и необычных форм. Этот стеклянный космический объект, лужайки, деревья, даже торчащая башня, создают уникальный, неповторимый архитектурный ансамбль. Глаза радуются, глядя на эту красоту. Как архитекторам и дизайнерам удалось столь гармонично объединить почти в центре города природу и городскую среду. Впрочем, вся Япония - пример гармонии природы и человека.
Этот комплекс называется Оазис21, и объединяет множество подземных магазинов, транспортный узел почти всех видов общественного транспорта и пространство для отдыха в любое время. В вечернее время стеклянный эллипс светится разными цветами, представляю как прекрасен, должно быть, вечерний вид подсвеченной воды – рай для фотографа.
Спускаемся на землю, и поскольку наша цель – Нагойский замок, от программы не отступаем, ибо задержаться здесь можно надолго, особенно если опрометчиво зайти в магазины. Постепенно удаляемся от этого фантастического места. Много раз оборачиваюсь и щелкаю камерой. На душе смятенные чувства, какие, случается, испытывает человек, когда понимает, что покидает прекрасное место, куда больше никогда не вернется.
На моем телефоне установлена подробная карта Нагои, и, хотя телефоны наши здесь бессильны, но спутниковая передача геоданных работает и маленькой точкой указывает наше местоположение на карте. Определяемся с маршрутом и выходим на широкую улицу, скорее проспект, большая центральная часть которой - это пешеходная аллея, вымощенная плиточными узорами. Множество фонтанов с разными водяными рисунками и алгоритмами работы, периодически бьющие прямо из тротуарных плиток, питьевые фонтанчики, малые и большие скульптурные формы, лавочки для отдыха, клумбы цветов. Густые деревья по краю аллеи местами скрывают проезжую часть, так что создается полное ощущения единения с природой, если бы не сияющие здания по обеим сторонам улицы.
Общественные туалеты – тоже чудеса архитектурного искусства - встречаются через каждые сто, двести метров. О том, что перед вами туалет, говорит только указательная табличка. Движемся по этой чудесной аллее по направлению к замку, останавливаясь и удивляясь очередному фонтанчику так, как, наверное, Робинзонов Пятница, увидев впервые мушкет. Дети играют с фонтанами в игру – а ну облей меня, если сможешь, и в восторге визжат, убегая от тугих струй воды.
Людей почти нет, мы здесь одни в этот будний солнечный день. Магазины, занявшие первые этажи, пустуют. Ради интереса переходим дорогу по светофору и заходим на экскурсию в один из магазинов, чья вывеска - GUCCI и сверкающая выставочная витрина говорят сами за себя. На всякий случай берем детей за руку. Высокие тяжелые двери вровень с улицей, зеленый бархат пола, просторный зал с редкими витринами, подсвеченными мягким желтым светом. Вежливые менеджеры с улыбкой и неизменным – добро пожаловать – в глазах никакого намека на оценку толщины нашего кошелька - очень уважаю за это японцев. Между тем, ценники достигают шестизначных цифр. Вот, к примеру, милая дамская сумочка за полтора миллиона иен или очки за несколько сот тысяч.
Вспоминаю, как один мой небедный друг как-то рассказал историю о том, как в конце дня, будучи по какой-то надобности одетым в рабочую одежду, заехал в центр за супругой, которая потянула его в один из гламурных бутиков. И как продавщица этого гламура брезгливо смотрела на него, дескать, куда ты прешься, рвань! На что у моего товарища возникло сильное желание достать из кармана толстую пачку купюр и сунуть ей поднос – мол, глаза не сломай!
В Японии ничего такого нет, во всяком случае, виду никто не подаст, все равны и одинаково корректны со всеми. Заходите еще – слышим вслед и раскланиваемся у дверей.
Пройдя по аллее километра два или чуть больше, выходим к широкому перекрестку, за которым начинается территория храмового комплекса. Минуем неизменные закусочные, направляемся ко входу на территорию. Высокая и толстая каменная стена по всему периметру ограничивает территорию замка. Она сложена большими тесаными булыжниками и имеет снаружи плавный параболический уклон от основания к вершине. Снаружи стен таких храмовых комплексов обычно устроен широкий ров, наполненный водой, чтобы максимально обезопасить обиталище. Возраст этих стен равен или больше возраста самих храмов.
Замок Нагоя был сооружен в 1612г, как главный замок для ветки рода сёгунов Токугава и почти до конца девятнадцатого века являлся основным политико-административным центром княжества Овари, где вершились судьбы лучших людей страны и творилась история.
В 1891г. замок серьёзно пострадал от сильного землетрясения, но японцы восстановили его. В 1930г. храмовый комплекс отдали в общественное пользование и устроили в нем музей. Однако во время второй мировой войны, в 1945г. американцы целевой бомбардировкой разрушили главный замок, от которого остался один фундамент. Уцелели лишь угловые башни комплекса, которые сегодня можно видеть в неизменном виде со дня их постройки в начале 17в. В 1959г. на пожертвования простых японцев главный замок высотой 55,6м был полностью восстановлен, на крыше вновь засияли золоченые Сятихоко – мифические существа - обереги с головой тигра и телом рыбы. В 2018г. на территории был полностью воспроизведен по старинным картам и отстроен павильон Хоммару-готэн, реконструкция которого заняла около десяти лет, но восстановление самого комплекса идет до сих пор и обещает закончиться лишь к 2022г.
Билет на территорию стоит пятьсот иен, детям бесплатно. Рядом с кассами находятся информационные стенды с исторической справкой, а на специальной стойке можно взять бланк и поставить печать, свидетельствующую о вашем посещении комплекса.
Проходим на территорию. Парковая зона безупречна. Здесь все так, как и должно быть у каждого уважающего себя сёгуна – Петергоф с японским уклоном.
О том, что восстановление продолжается по сей день, свидетельствует огороженная площадка, на которой работает строительная техника. Минуем финальный поворот и перед нами на дальнем конце небольшой площади возвышается главный пятиярусный замок. Его монументальный, но вместе с тем, грациозный каменный фундамент занимает более трети общей высоты. Плавные и воздушные линии взлетающих скатных крыш создают единый гармоничный облик замка, чей дух и покой надежно охраняют два золоченых Сятихоко.
Конечно, сам огромный замок закрыт для посещения, дабы не явиться очагом массового ковид-заражения. Однако работают все сувенирные лавчонки, направляем свои стопы туда, и очаровавшись красотой замка, покупаем себе и нашим родителям несколько сувенирных тарелочек с его изображением. Также здесь нахожу нормальные увесистые металлические брелоки, которых теперь почему-то в Японии не сыскать днем с огнем. Всюду продается легковесный недолговечный пластик и купить что-то памятное, действительно на долгие годы, сложно. Что ж, - эпоха потребления – я понимаю – японцы однажды уже поплатились экономическим кризисом за выпуск качественных товаров в семидесятых и восьмидесятых.
У основания замка много сакуры. Она цветет пышным цветом и в обрамлении цветущих деревьев с видом на главную башню замка, являет совершенную картинку в видоискателе фотокамеры. Во мне просыпается жадный фотограф, который, выхватив безупречный кадр, фотографирует вновь и вновь, то ложась на землю, то вставая на цыпочки, словно боясь, что картинка сейчас растает как мираж, и исчезнет. Даже привыкнув к повсеместной японской красоте, здесь меня особенно зацепило. Эх, жаль, что в моем распоряжении всего один объектив. Но в итоге Надя имеет несколько художественных снимков на фоне замка Нагоя в обрамлении нежно-розовой сакуры. Пусть мы не попали в замок-музей, но отсутствие толп народа - это очень хороший плюс пандемии. Прикидываю, сколько людей могло бы здесь быть и сколько из них – фотографов.
Огибаем замок и выходим за территорию с другого выхода. Здесь видим инсталляцию из беспорядочно лежащих на земле, сотни огромных булыжников. Информационная табличка рядом гласит, что эти камни угла фундамента замка Нагоя, и перенесены сюда, для иллюстрации того, что это все, что осталось от замка после пожара в 1945г.
Теперь же замок во всей красе возвышается рядом, символизируя дух нации и являясь живым примером трепетного отношения к традициям и своему наследию, японского народа.
Прощаемся с одним из главных исторических мест культурного достояния Японии, возвращаясь назад вдоль наружной крепостной стены. Кроны, растущих внутри двора сосен, смыкаются над стеной сплошным зеленым ковром, и мы еще долго видим сияние золотых оберегов на вершине храма. Прямо у входа в храмовый комплекс есть остановка метро, и через час, с пересадкой на вокзале, мы уже дома.
Вечером просим Лешу свозить нас в магазин Hard-off– японскую сеть комиссионных магазинов, где можно купить подержанную технику, и не только, за сущие копейки. Леша говорит, что утилизация в Японии стоит ощутимо, и зачастую устаревшую технику и вещи выгоднее сдать за символическую плату в хард-офф, чем утилизировать. Мне довелось побывать в таком магазине еще двадцать лет назад. Тогда моряки с нашего парохода скупили половину магазина и наше судно превратилось в плавучую дискотеку из-за музыки, орущей из каждой каюты. Не отстал от них и я, дорвавшись до огромных музыкальных центров, усилителей, колонок и прочего, стоившего когда-то на Родине как самолет, и являющегося предметом мечты каждого, уважающего себя, меломана.
Теперь лучшие образцы этой, некогда гордости, японской аудио электронной промышленности, пылятся кучей на полках вот таких магазинов и среди них можно найти редкие образчики отличной японской электроники от семидесятых до девяностых годов. Некоторая аппаратура в очень хорошем состоянии, на нее даже выдается гарантия магазина, но стоит она не совсем копейки, а примерно от ста до четырехсот долларов. Это различные массивные усилители, добротные тяжеленные напольные динамики или качественные вертушки пластинок. Остальная же часть, наставленная на полках, как попало, торцом, подобно книгам на полке, стоит в среднем, от пятисот до двух - трех тысяч иен. Здесь есть раритетные стрелочные усилители с огромными плавными регуляторами громкости, ресиверы и проигрыватели компакт дисков и кассет, большие музыкальные центры. Что-то из этого работает, что-то нет, но основные поломки заключаются в том, что нужно провести профилактику и поменять сгнившие резиновые пасики лентопротяжных механизмов кассет.
В многочисленных ящиках на стеллажах навалено много разного добра, рассортированного по видам техники. В одном ящике куча сотовых телефонов, в другом фотокамеры прошлых лет, некогда бывшие флагманами своих линеек и стоившие кучу денег. Теперь это никому не нужно. С интересом перебираю все эти вещи, бывшие когда-то сокровищами и памятуя о том, как, будучи мальчишкой, безнадежно мечтал о такой технике. Выбираю отлично сохранившуюся, живую кассетную деку Техникс серебристого цвета, образца конца семидесятых за две тысячи иен, да пару кэноновских вспышек по пятьсот иен. Хочется купить больше, да разве увезешь на самолете. Леша дарит детям понравившиеся машинки - да, здесь продаются и игрушки. Надя с Любой пропадают в отделе различных женских аксессуаров. В закрытых витринах выставлены коллекционные вещи, такие как разнообразные очки, сумочки и аксессуары известных мировых брендов. Предполагаю, что, некоторые из этих вещей, отправившись из магазина типа Гуччи, где сегодня мы побывали, в коллекции японских модниц, и благополучно пролежав в них несколько лет, отправились в Хард-офф, потеряв девяносто девять процентов первоначальной стоимости.
На улице темнеет, магазин скоро закрывается, но всем известно, что женский шоппинг - страшное долгое и нудное предприятие, посему уговариваем своих дам пройти в машину, но обещаем вернуться сюда, а если наши вторые половинки не приготовят нам сию минуту дома ужин, то мы с Лешей за себя не отвечаем, ибо нет зверя страшнее, чем голодный мужик. Шутка, конечно.
Солнце, небо, сакура, фантастический район Сакаэ, великолепный замок Нагоя, отличный магазин и ужин под мягкое пленочное звучание Битлз – какой хороший день!