Пора наконец рассказать об интереснейшем московском некрополе, который находится на территории Донского монастыря. Рядом примыкает Новое Донское кладбище, территорию под которое выделили в 1910 году в связи с тем, в самом монастыре закончилось место под захоронения. Одна из стен у этих двух некрополей, получается, общая.
Подробнее о Новом Донском можно почитать здесь и здесь.
Итак, Донской монастырь.
В июне 1591 года поступили вести, что крымский хан Казы-Гирей выступил с войском в поход на Москву. Шли быстро, не особо отвлекаясь на другие населенные пункты. Воеводы Федор Мстиславский и Борис Годунов решили дать сражение на подходах к Москве, выслав вперед отряд под командованием князя Владимира Бехтеярова-Ростовского, чтобы тот отвлек противника и дал время собрать войско. Отряд конечно был разбит, а его предводитель ранен, но такое необходимое время они помогли выиграть.
4 июля 1591 года Казы-Гирей вступил в бой у столицы с русскими войсками. Битва длилась весь день, незваные гости были полностью разбиты и с позором бежали. А на месте нашего военного лагеря царь Федор Иоаннович повелел основать Донской монастырь.
Название для монастыря было выбрано не случайно. В преддверии битвы Москву обошли крестным ходом с иконой Донской Божией Матери, которая, по преданию, была подарена донскими казаками Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Считается, что икону написал сам Феофан Грек или кто-то из его ближайших учеников.
Так вот, в русском стане перед приходом крымских татар воздвигли палатку — походную церковь, освященную в честь Сергия Радонежского, где установили икону после крестного хода. Там, по преданию, всю ночь перед битвой молился Федор Иоаннович. А икону потом долго в народе называли "иконой в обозе". И на месте той походной церкви был воздвигнут собор Донской иконы Божией Матери.
В наше время икона Донской Божией Матери хранится в Третьяковской галерее, но ежегодно 1 сентября (в день, посвященный этой иконе) она привозится в монастырь для торжественного богослужения. В остальное время в Донском размещена ее копия.
Собор Донской иконы Божией Матери является, кажется, самым древним храмом Москвы, построенным в честь воинской славы. После возведения Большого собора в 1698 году, который и поныне является доминантой Донского монастыря, первоначальный храм стали называть Малым собором Донской Божией Матери.
По преданию, его строил Федор Конь — создатель стен и башен Белого города Москвы и Смоленской крепости. В дальнейшие века к храму пристроили пару пределов и колокольню, но, тем не менее, это архитектурное сооружение свой первоначальный облик практически не утратило. Храм послужил образцом для строения многих последующих соборов, например, Казанского собора на Красной площади.
Создание Донского монастыря закончило южное оборонительное полукольцо московских монастырей, задачей которых было защищать столицу от врагов: в эту череду вошли Симонов, Данилов, Донской и Новодевичий монастыри. А, и еще Новинский, который был упразднен Екатериной II (но главный собор Новинского монастыря разломали уже в ХХ веке большевики).
Хотя только созданная обитель не избежала, как и вся Москва, разорения поляками в Смутное время. Собор был разграблен, монастырь практически заброшен. Возрождение началось позже, когда наконец с преемственностью царской власти определились окончательно и на престол в 1613 году взошел Михаил Федорович Романов.
Монастырь был отремонтирован, а в конце XVII века, с Большого собора, началась масштабная застройка обители. В течение XVIII века архитектурный ансамбль монастыря был полностью завершен, а еще в 1686-1711 гг. выстроена массивная ограда с башенками, напоминающая стены Новодевичьего монастыря.
Не буду вдаваться в детальные описания о постройке каждого из строений монастыря, покажу еще несколько фотографий.
В 1812 году по Москве прошлись французы и основательно все разграбили, включая Донской монастырь, но он вновь был восстановлен. Благо сами здания не пострадали.
Ну а следующие потрясения для обители случились уже через сто с лишним лет, после смены власти. В 1918 году монастырь был формально закрыт, хотя немногие оставшиеся насельники там еще некоторое время жили. К 1929 году всех разогнали окончательно, а то и репрессировали, а территорию начали использовать под антирелигиозный музей, фабрику, интернат и т.д.
На этот непростой период пришлось заточение патриарха Московского и Всея России Тихона, именно в этом монастыре ему пришлось провести последние годы жизни под строжайшим арестом, с 19 мая 1922 года. Незадолго до смерти патриарх переехал в клинику, но после кончины от сердечной недостаточности 7 апреля 1925 года (хотя ходили слухи об отравлении, тем более что годом ранее до него уже пытались добраться в монастыре, при этом погиб келейник Яков Полозов) владыку вернули к месту последнего пристанища: именно в Донском монастыре он и был похоронен. В Малом Донском соборе.
Вообще, в храмах монастыря множество различных захоронений, но об этом в одной из следующих частей. Кроме того, на территории монастырского некрополя имеется несколько небольших церквушек и часовен-усыпальниц. Вообще удивительно, как на такой небольшой территории (5 га занимает монастырь, их них половина отведена на кладбище) уместилось столь много уникальных строений и захоронений. Но простите, я забегаю вперед.
Закончим с историей.
В 1934 году Донскому монастырю повезло: его передали в ведение Музея архитектуры, ныне Музея архитектуры им. Щусева. Это защитило обитель от сноса и разрушения. Более того, сюда начали свозить со всей Москвы и ближайших окрестностей всё, что успевали защитить от исчезновения в то неспокойное время.
Так в Донской монастырь приехали горельефы с разрушенного еще в 1931 году Храма Христа Спасителя. Они и по сей день тут. Создали эти прекрасные изваяния скульпторы Антон Иванов, Николай Рамазанов и Александр Логановский в середине XIX века, во время строительства первоначального храма.
В 1936 году сюда привезли бронзовые детали с разобранных Триумфальных ворот, стоявших близ Брестского (Белорусского) вокзала. В 1967 году арку воссоздали на Кутузовском проспекте, и практически все фрагменты вернулись на свое законное место. Но пара горельефов так и осталась в Донском монастыре.
Сюда свезли наличники с Сухаревой башни, которая была создана в далеком 1695 году, а разрушена — в 1934-м. Сюда свезли и фрагменты декора из разрушенной церкви Успения Богоматери на Покровке (1699-1936).
Москва, которую мы потеряли:
И, конечно, в Донской монастырь во множестве свозили малые архитектурные формы с уничтожаемых старинных некрополей, то есть надгробия. В Ленинграде в эти годы проходил аналогичный процесс: надгробия перевозили в Александро-Невскую лавру. И теперь что лавра, что монастырь стали уникальными музеями под открытым небом, сохранившими частичку памяти о людях, чьи захоронения иначе были бы преданы забвению бесповоротно.
Про лавру, конечно же, я еще буду писать, тем более что фотоматериала у меня оттуда — на пятилетку вперед. По примеру Благовещенской усыпальницы в лавре, в церкви Архангела Михаила (усыпальнице Голицыных) устроили музей мемориальной скульптуры. Здесь уже стояли удивительной красоты скульптуры над захоронениями Голицыных, и к ним добавили новые, вывезенные с других некрополей. В итоге получилось музейное собрание статуй Мартоса, Витали, Гордеева и других. После того, как монастырь был возвращен церкви в 1990 году, статуи были перевезены куда-то в подвалы Музея архитектуры.
Кстати, Малый Донской собор был возвращен раньше, уже в 1948 году в нем возобновили богослужения.
Саладин так писал в начале ХХ века о монастырском кладбище:
"Такого обилия художественных надгробий, такого множества известных имен, как на кладбище Донского монастыря, нет ни на каком другом московском кладбище. Надгробная скульптура конца XVIII и начала XIX века здесь представляет своеобразный музей, пожалуй, не столько ценный для истории искусства, сколько обаятельный напоминанием той эпохи, когда любили красиво жить и даже умереть старались покрасивее.
Кладбище Донского монастыря дорого по воспоминаниям. Здесь чуть ли не каждый камень воскрешает страничку прошлого. Но надо уметь читать не только надписи на камнях, надо чувствовать минувшую эпоху, понимать ее людей. И тогда кладбище Донского монастыря оживет и станет понятным, почему люди того времени старались в духовных завещаниях указать местом своего погребения Донской монастырь".
По сути этот некрополь стал единственным в Москве, не потревоженным советской властью. И смотреть тут есть на что!..
Оглядываясь в далекое прошлое — здесь скорее всего первоначально были похоронены воины, погибшие в сражении с крымскими татарами. После если и хоронили, то в основном монахов, населяющих монастырь. Но после указа Екатерины II о запрете захоронений в пределах городов, — некрополь Донского монастыря, наряду с некрополем Новодевичьего, стали местом упокоения дворянства и богатого купечества всего города. Богатейшие аристократические фамилии строили тут новые усыпальницы, ведь те же Голицыны не могли и дальше хоронить своих близких в Богоявленском монастыре, а Нарышкины — в Высоко-Петровском. А Донской в 1771 году все еще располагался за городской чертой.
В советские годы здесь время от времени хоронили простых людей, и небольшие покосившиеся от времени памятники до сих пор странно контрастируют с величественными мраморными саркофагами и обелисками. В настоящее же время здесь хоронят только в самых исключительных случаях. Например, в 2008 году на кладбище Донского монастыря был похоронен Александр Исаевич Солженицын.
Но территория очень долгое время была достаточно заросшей и запущенной, у меня сохранился снимок с 2009 года:
Сейчас Донской монастырь активно восстанавливают. В прошлом году Большой собор был еще весь в лесах, не знаю, как сейчас. А территорию некрополя уже привели в относительный порядок, однако я так же не знаю, куда дели все эти обломки, которые в изобилии можно было наблюдать в 2020-м:
В наши дни гораздо меньшее количество обломков, среди которых есть даже дораскольные, белокаменные плиты с косичками, сложены у одной из монастырских стен.
Возможно, им еще найдут какое-то применение. Посмотрим.
В любом случае, сейчас некрополь действительно неплохо приведен в порядок, и видно, что часть надгробий была даже отреставрирована. Хорошо бы монастырь начал брать хотя бы минимальную плату за прогулки по местным дорожкам, это помогло бы изыскивать средства на поддержание и сохранение некрополя. В Александро-Невской лавре ведь берут денюжку, и это совершенно нормально воспринимается: там, как и здесь, всегда много посетителей.
Но, пожалуй, пора уже заканчивать первую часть этого длинного рассказа.
Вспомнили историю обители, поговорили о истории самого некрополя и о ремонтных работах на территории. В следующих частях перейдем к воспоминаниям о тех, кто здесь похоронен.
Спасибо за внимание.