Вы хоть как раз задумывались, как меняется во времени ценность самого времени?
По сути время — это тот самый актив, который становится дороже день ото дня вплоть до самой смерти. То есть ценность времени возрастает по мере нашего взросления и старения, причем она кратно увеличивается каждые десять лет после достижения двадцатилетия. Ведь по прошествии каждых десяти лет жизни у нас сокращается время, отведенное на самореализацию, отработку уроков и сдачу экзаменов, поиск своего предназначения и даже банальное исполнение больших и маленьких желаний.
Ценность времени измеряется многими критериями, но в первую очередь тем, что мы можем себе позволить в настоящем. И речь сейчас вовсе не о деньгах, хотя ими мы привыкли все мерить.
Так, в двадцать лет мы можем экспериментировать и пробовать все, что хочется, без явных ограничений (исключая все, что нам не вредит), именно в это время мы наиболее смелые и менее практичные: мы влюбляемся, меняем работу, переезжаем или бросаем все и можем позволить себе не думать о последствиях (безусловно, не все так делают, но такая опция доступна).
В тридцать мы становимся более избирательными и расчетливыми, мы взвешиваем выгоды, обрастаем обязательствами и стараемся осесть: мы все еще молоды, но уже не так мобильны, свободны и безответственны.
А в пятьдесят вообще не можем позволить себе на что-то распыляться, и виной тому возрастающие объективные ограничения и невозможность использовать время так, как хочется. Согласитесь, немногие решатся прыгнуть с парашютом или учиться брейк-дансу, разменяв пятый десяток, а даже если и решатся, то не всем это позволит сделать остеохондроз и хрустящие коленки.
Вспомните, как в детстве мы снимали на пленочный фотоаппарат, уезжая на экскурсию в другой город (чувствую себя динозавром, приводя такую аналогию). Допустим, у нас была пленка на 54 кадра, и сначала мы ее расточительно расходовали, фотографируясь у каждого более-менее симпатичного столба, а потом понимая, что впереди еще несколько часов прогулки, а в фотоаппарате осталось от силы кадров десять и новую пленку нигде не купить, мы начинали уже более осмотрительно ее использовать. Собственно наша жизнь – это пятьдесят четыре, шестьдесят три или восемьдесят два таких кадра, кому сколько отведено.
В этом смысле время и возможности – это как спрос и предложение. Чем больше возможностей, тем меньше ценность времени с точки зрения нашего восприятия – «бери – не хочу». Чем меньше становится возможностей, тем сильнее хочется взять то, что еще доступно или уже недоступно. Поэтому в тридцать-сорок-пятьдесят возникает желание наверстать упущенное, но когда хочется – не всегда можется.
Предлагаю вам сделать небольшой тест и немного порефлексировать. Вспомните себя в двадцать лет, какими мыслями вы жили тогда, каким было видение вашего будущего и восприятие времени. Можете спуститься в воспоминания в каждую промежуточную точку – в тридцать, сорок лет, пока не доберетесь до настоящего.
О себе могу сказать, что в двадцать лет я была полна больших надежд, меня не пугал тот факт, что когда-то мне будет тридцать, а потом сорок и пятьдесят лет. Казалось, времени много, и можно еще порепетировать жизнь, пожить в сценарии, который не нравится. Теперь в почти тридцать пять мои ощущения существенно изменились, я тороплюсь жить и использовать возможности быстро перебираю варианты, потому что нет времени быть кучей. Да и в целом смотреть в будущее теперь – будто видеть прямо по курсу айсберг, к которому несется корабль жизни – интересно, но пугает.
Читайте также на канале:
С какого слова нельзя начинать серьезное дело?
Почему у них есть, а у вас нет?
Как изменить жизнь? И как снизить издержки трансформации?
Какое качество важно культивировать в себе в новом времени?