Сказка «Крошечка – Хаврошечка». Технология восстановления основных женских настроек.
Зрелая женская энергия формируется из таких качеств: фокус на себе, способность совмещать фокус на себе и фокус на другом при главенстве первого, контакт со своей интуицией.
Возрастной период. От зачатия до завершения подросткового кризиса. Сказка охватывает пять возрастных периодов. А значит и позволяет переработать травмы в них путем проживания в индивидуальной или групповой работе.
Сюжет. У девочки умерли родители. Ее взяли в семью жестокие люди. Они заставляли ее работать: она ткала, пряла, отвечала за все. У хозяйки было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. Они только сидели и на улицу смотрели, больше ничего не делали. Все для них делала Крошечка. Ее за это не хвалили. Была у Крошечки рябая Корова. Девочка выйдет в поле и жалуется Коровушке, что ее бьют, хлеба не дают, плакать не разрешают. Корова помогала Крошечке выполнить задание хозяйки: пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы скатать. Для этого девочка залезала в одно ушко Корове, в другое вылезала и задание было выполнено. Крошечка принесет Хозяйке свою работу, та спрячет в сундук и еще больше работы даст. Хозяйка позвала Одноглазку и попросила посмотреть, кто помогает Хаврошечке. Одноглазка пошла с девочкой в поле, но на солнышке разморилась, а Крошечка приговаривает: «Спи, глазок». Она уснула и ничего не узнала. А Крошечка задание выполнила. Мать посылает Двуглазку с ней. Пошли девочки в поле. Двуглазка на солнышке разморилась, а Крошечка приговаривает: «Спи, глазок, спи, другой». Двуглазка все проспала. А Коровушка все задание выполнила. Хозяйка позвала Триглазку и дала такое же поручение, как ее сестрам. А Крошечка дала еще больше задание. Треиглазка так же разморилась на солнышке. Хаврошечка говорила: «Спи глазок, спи другой», а про третий глаз забыла. Она и увидел, как Крошечка залезла в одно ушко Корове, из другого вылезла и все задание выполнилось. Триглазка рассказала матери. Мать заставила мужа зарезать Корову. Муж сначала сопротивлялся, потом согласился, стал точить нож. Крошечка узнала, что ее Корову хотят зарезать, побежала в поле, рассказала все ей. А корова сказала, чтобы она мяса ее не ела, косточки все собрала, в платок завязала, в саду закопала и никогда ее не забывала, а каждый день поливала. Девочка так и сделала. Она голодала, мяса не ела, косточки все собрала, закопала и каждый день поливала. И выросла из косточек яблоня. С серебряными ветками, с золотыми листьями, с наливными яблоками. Люди, которые проходят или проезжают мимо, обращают внимание. Через какое-то время ехал мимо сильный человек – молодой, красивый и богатый. А в это время сестры были в саду. Он попросил у них яблоко и обещал жениться на той, которая даст его. Сестры бросились к яблоне, а ветки поднялись и яблоки стали недоступными. Они хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни старались — руки поранили, а достать не смогли. Подошла Крошечка, ветки опустились, она сорвала яблоко и подала мужчине. Он ее взял с собой, и они поженились.
Психологический смысл. Умерли родители – сепарация от родителе в подростковом возрасте. Умерли «хорошие» родители, на их место пришли «плохие». «Хорошие» родители дают безусловную любовь, поддерживают. Это необходимо маленьким детям. «Плохие» родители обучают делать дела, брать на себя ответственность за свои действия. Они нужны подростку.
Крошечку не хвалили – подростку похвала не нужна, только ребенку она нужна, чтобы создать ориентиры.
Хаврошечку бьют, хлеба не дают, плакать не разрешают – так выглядит отстранение родителей, кода они занимают позицию родителей подростка. Это их вклад в сепарацию их сына или дочери. Важно уловить момент, когда нужно перестроить свои отношения с ребенком. Главные элементы в позиции родителя подростка – это доверие ему и уверенность в его силах. В подростковом возрасте девочке нужно учиться справляться с трудностями и детский способ чувствования и выражения своих состояний должен переработаться в более спокойное и разумное реагирование.
Задание хозяйки: пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы скатать – Пять пудов напрясть – создавать нить из большой бесформенной груды материала – перерабатывая многие события своей жизни формировать наилучший путь для себя. Наткать – переплести нити так, чтобы получилось полотно – научиться создавать полотно своей жизни, то есть управлять ей. Отбелить полотно – сделать белым. Основное значение этого цвета – чистота. В любых ситуациях сохранять внутреннюю чистоту, то есть быть верной себе.
Корова – опыт многих женщин семейной системы на тему: «Как быть женщиной». У девочек-подростков контакт с этим опытом происходит на глубинном бессознательном уровне. Близкие девочки могут заметить схожесть ее поведения с поведением бабушек, прабабушек. У девочек просыпается интерес ко всем сферам женской жизни.
Девочка залезла в одно ушко Корове, в другое вылезла и задание выполнилось - залезть в ушко – войти в обучающую жизненную ситуацию; нахождение внутри коровы –контакт с опытом многих женщин рода и трансформация, то есть обретение новых качеств; вылезти из ушка – завершение ситуации и получение результата.
Одноглазка - про фокус на себе, про внимание и любовь к телу, про способность ставить себя на первое месть, про умение брать от мира, про умение наслаждаться, про доверие к миру. Возраст, когда все это формируется – от зачатия до трех лет. К сожалению, фокус на себя сейчас - большой дефицит. Я не про эгоцентризм, когда люди все хапают, что им попадается – внимание, мат блага, отношения, - чтобы заполнить свою пустоту. Таких людей много. Они такие, потому что у них нет себя, им не на чем фокусироваться. А фокус на себе – это фокус на своей полноте. Конечно, это возможно, когда есть, на чем фокусироваться. Полнота звучит внутри, как «я есть». Без фокуса на себе не может быть ценности себя.
Двуглазка – фокус на себе и другом человеке при главенстве первого. От трех лет до семи. Увидеть другого человека и заинтересоваться им. Научиться строить контакт с ним. Многие не доходят до этого возрастного этапа. Поэтому в нашем мире так часто люди не могут слушать друг друга. В их мире просто нет Другого. Они так и остаются в своей пустоте.
Триглазка – контакт со своей интуицией. От семи до 11 лет. Девочка учится ее слышать и действовать, как интуиция говорит.
Мать послала Одноглазку и Двуглазку проследить за Хаврошечкой., они уснули. - Почему им нельзя видеть то, что делает Хаврошечка? У них другие возрастные задачи.
Триглазка увидела взаимодействие Коровы и Крошечки, рассказала матери, корову отец зарезал. – Интуиция дает толчок к встраиванию функции Коровы, то есть трансформации опыта в мировоззрение
Корова сказала, чтобы она мяса ее не ела, косточки все собрала, в платок завязала, в саду закопала и никогда ее не забывала, а каждый день поливала. Девочка так и сделала – Это технология овладения драгоценным семейным опытом. Мяса коровы не есть – мясо символизирует разрушительный опыт; косточки все собрать - кости – это глубинная мудрость рода, его основное мировоззрение, то есть ресурсный опыт; в платок завязать - платок – символ женственности. То есть сосредоточить всю энергию этой мудрости в женской части личности. Закопать кости – погрузить мудрость рода вглубь себя. Никогда не забывать Корову – быть в осознанном контакте с предками женского пола. Поливать кости – давать эмоции этой части рода.
Выросла из костей яблоня. – Яблоня – это женская часть девушки, которая вобрала в себя опыт и качества женщин рода и сформировала свою уникальность.
Яблоня серебряными ветками, с золотыми листьями, с наливными яблоками – серебро символизирует чистоту. Ветка – это энергия для осуществления своих целей. Серебряные ветки = чистая энергия. Листья – дела, достигнутые цели. Золото – символ целостности личности. Дела и поступки такой девушки начинаются с чистой энергии, а результат развивает ее и увеличивает целостность.
Яблоко - символ Эго. Наливные яблоки – «Оставленные у вершины дерева плоды, уже тронутые ночными заморозками, словно начинают сочиться соком и просвечивают сквозь кожуру, ставшую прозрачной… Мякоть становится особенно сочной с приятным сочетанием кислинки и сладости». Мне кажется, что эта цитата из интернета очень точно описывает созревшее Эго, которое готово раствориться. В нашем мире раздутого и больного Эго сложно представить человека с Эго, готовым раствориться. Можно предположить, что он сохраняет спокойствие в подавляющем большинстве ситуаций, принимает себя и других полностью, творит свою жизнь. Дальше моя фантазия не идет.
Ехал мимо сильный человек – молодой, красивый и богатый – это характеристика личностно зрелого мужчины. Сила = психологическая и духовная зрелость.
Сестры бросились к яблоне, а ветки поднялись и яблоки стали недоступными.- Строить отношения с мужчиной из детских частей личности совсем неполезно. Это приводит к большим неприятностям для самой женщины, для мужчины и для детей. Я не хочу перечислять все проблемы семьи. Они все от незрелости родителей.
Подошла Крошечка, ветки опустились, она сорвала яблоко и подала мужчине. Он ее взял с собой, и они поженились. Крошечка – Хаврошечка является целостной зрелой девушкой. Только такая девушка готова к замужеству. Это видит такой же зрелый и целостный мужчина. Они образуют союз.
Напомню, что сказка описывает внутренние процессы одного человека. Эти процессы могут проявляться в событиях жизни этого человека, в отношениях с людьми.
Вывод. В сказке описан процесс созревания женской энергии в личности человека вне зависимости от пола.
Автор: Шабанова Инна Александровна
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru