Найти тему
Маруся и её сад

О том, что делать детям в деревне и нужно ли босоногое детство

Всё лучше - детям. Ну и немножко мне. С таким лозунгом я, буквально грезившая о домике в деревне, приступила к поиску и покупке. Объявления, поездки, осмотры, всё не то и не так. Люди выставляли как достоинство и просили дополнительных денег за то, что меня на тот момент совершенно не волновало. Водопровод, хороший ремонт, асфальт до дома... Неа, мне подавай грунтовку, чтоб босиком до речки шлепать, высоченные деревья и звенящую тишину старой деревни. Чтоб как в детстве, как у бабушки.

Я признаю, что у меня весьма своеобразные представления о доме, летнем отдыхе и воспитании детей, но вот уже несколько лет, с 2016 года, мы каждое лето живём там, и я ни разу не пожалела о своем выборе.

Все фото в статье мои
Все фото в статье мои

Много-много лет назад, когда у меня родился первый сын, мы сняли на лето дом в далекой деревне. Такой далёкой, что даже говор местных жителей был для меня удивителен и непривычен. "Маша, шо ты работашь?" - спрашивала меня тетя Матрена, а я недоуменно оглядывалась, ведь вовсе не работала, а просто стояла. Потом поняла, что это приветствие такое.

В жаркий июльский день пошли мы с моим сыном-лялькой к ручью. Ручей тек через сосняк, песок там был белый, шелковый, сосны росли редко; запрокинешь голову - а в вышине на ярко-синем небе сосновые лапы. Сидели мы, играли, а тут прибежали ребята, худые, жилистые, загорелые, белобрысые, человек пять. И давай скакать в воде, только лишь не топиться. Я с восторгом смотрела на их красивую жизнерадостную возню и барахтанье с улюлюканьем. Один нырял и пускал пузыри, другой колотил по воде, поднимая миллиарды брызг, смешной рыжий, вроде помладше, просто прыгал у берега и подначивал то одного, то другого.

Через день или два я сидела на лавочке у палисадника вместе с бабушкой Мотей, нашей соседкой, доброй и смешливой старушкой. Мы иногда ходили ей в магазин, а потом немного сидели у ее дома, она любовалась Ваниной кривоногой поступью, просила его сплясать, а он и рад стараться под ее звонкие и зачастую не весьма приличные частушки.

-2

- Мотя, а что это за N.? – спросила я.

- А на том конце живут, - кивнула она подбородком куда-то в сторону. – За оврагом первый дом. На что они тебе?

- Это тот дом, где гуси расхаживают? – будто не слыша ее вопроса, спросила я. – Правда, у них много ребятишек? И все здесь живут?

- Старшие выросли уже, работать уехали. Да странные они, что ты. Придешь к ним, мать в сенях стоит, а малец, вон что твой парень, выйдет без штанов, а сам топор с себя ростом тащит за собой, а матери хоть бы что.

Я сразу вспомнила, как Ваня девятимесячным карапузом, только-только научившись ходить, и оттого передвигаясь вперевалочку, растопырившись, словно ухват, топал по дому с отверткой в руках, а кто-то из наших бабушек охал, причитал и хватался за сердце. Ту же реакцию вызывала вилка, поднятая зубьями вверх, или ножницы. А тут топор. Ну и что ж? Одиннадцать детей – другие масштабы. В два года у Вани любимой игрушкой был папин настоящий шуруповерт, он с ним почти не расставался, а отвертки заняли прочное и основное место среди его любимых вещей. А потом он, уже будучи шестилетним мальчишкой, забивал гвозди тыльной стороной огромного топора-калуна в толстые сосновые бруски – делал себе то ли пароход, то ли еще что-то.

Лепим из глины на свежем воздухе, не отходя от глиняного оврага. Потом поделки домой на тачке везли
Лепим из глины на свежем воздухе, не отходя от глиняного оврага. Потом поделки домой на тачке везли

Потом долго не шла у меня из головы картинка сильных мальчишечьих тел, их веселых голосов, ловких и красивых движений. А главное, я думала о том, какая свобода вокруг них, и что они такие, какие есть, именно благодаря этой удивительной, редкой сейчас, а для городского жителя зачастую и невозможной свободе. Пространство, воздух, природа, сам ритм жизни, деревенский быт – все это укрепляет и тело, и душу. Я вспоминала то, что рассказывал мне мой отец о своем деревенском детстве, и в этих мальчишках я словно видела воплощение живших до сего момента лишь в моем воображении рассказов: беготня с ребятами с утра до ночи, свобода купаться до изнеможения, ягоды в лесу до оскомины на щеках, ноги в цыпках и ссадинах, как он коров пас, как он с отцом, то есть дедом моим, зайца подстрелил, как трактором управлял…

Идем с Ваней по деревне на другой ее конец за козьим молоком, день теплый и сухой, Ванюша топает рядом со мной босичком: под ногами песок, кое-где глина и зеленые островки спорыша – любимой деревенской травы. У одного из домиков, синего, с большим и красивым палисадником, на крылечке сидит старичок и приветливо улыбается нам, зовет. Мы подходим, он, как водится, сует Ване конфеты, спрашивает про то, чьи мы и «каковские», а потом говорит, что тоже так все детство прошлепал босиком.

-4

- Все мы босые бегали, - вспоминает дед, - бывало, уж и холодно становилось, и трава вся померзла, и ноги уже коркой от мерзлой земли покрывались, и тогда только мать обувку нам достанет, а так весной скидывали и до осени босые шлепали. Здоровые были зато!

Хороший, приветливый дед. И хорошая деревня. Это было первое лето, когда мы с моим тогда единственным сыном жили в деревне, в то время у нас еще не было своего дома. И именно тогда, глядя на тех мальчишек на речке, думая, воображая, как могла бы быть устроена их семейная и домашняя жизнь, и стал вырисовываться в моей голове тот идеальный образ детства, который мне хотелось бы воплотить, или, лучше сказать, такое детство, которое мне хотелось бы подарить своим собственным детям. У тех мальчишек было очень многое: им принадлежала природа, много-много природы, им принадлежало их тело и умение, способность им распоряжаться, управлять, им принадлежал ритм их жизни, вообще возможности с этой самой жизнью сталкиваться напрямую, участвовать в ней и как-то на нее влиять. Но кое-чего у них и недоставало. Наблюдая за ними на озере, слыша их речь, зная вообще, как живут сейчас в деревнях, вижу, что недоставало им среды, которая шлифовала бы то лучшее, что уже дала им природа. Среды, которая воспитывала бы и укрепляла те ростки добра и красоты, которые уже зародились в душе, посеянные красотой вокруг. Которая огранила бы их, добавила бы им пищи для размышлений, для внутреннего роста. Которая, попросту говоря, дала бы им возможность полнее и свободнее распоряжаться своей жизнью. И к этой среде я в первую очередь причисляю искусство.

- Да, а ты смотрела «Умники и умницы» по телевизору? Там одна сказала, что сто книг прочитала, прикинь? – это мой деревенский сосед, забредя однажды рано утром к нам в надежде получить на выпивку, отчего-то завел такой разговор о своем взгляде на искусство. Можно представить, какая среда вокруг тех ребят. А как было бы хорошо соединить все то лучшее, что имеется в их распоряжении, весь их запас свободолюбия, все их возможности гулять и познавать мир воочию, всю их физическую мочь и закалку с какой-то пусть даже небольшой каплей красоты, созданной умом человеческим. Вот, кажется, тот идеал, к которому мне хотелось бы стремиться.

- Но странные они, мать выпивает у них, - вот и разбила Мотя, сама не ведая, мою идиллическую картину.

С тех пор растет количество детей, растут и сами дети, но все получается, как я мечтала. И во многом это благодаря нашей деревне, нашему саду.

Сад - это научная база, благодаря которой можно рассказать детям о животных, растениях, почве, о взаимодействии всего и вся. Я даже, не будучи совершенно огородником и не имея никакой серьезной тяги к выращиванию овощей, сажала два лета подряд картошку для того, чтобы дети увидели, как она растет и как за ней ухаживать.
Сад - это комната для творчества. Где можно спокойно пилить, строгать, лепить из глины, сверлить, возиться с цементом. И не переживать, что все вокруг изгваздано и опять кому-то менее творческому это все отмывать.

Квест с переодеваниями
Квест с переодеваниями

Сад - это место для игр на свежем воздухе. Я учила своих детей старым дворовым играм и играла с ними вместе. Я несколько лет подряд устраивала им квесты с записками, заданиями, а порой в этих развлечениях принимали участие ребята со всей деревни, и места поиска сокровищ и выполнения заданий выходили далеко за границы нашего сада и даже нашей улицы. Прошло время, и дети стали сами придумывать квесты, игры. И получалось у них не хуже, чем у меня.

-7

Много, очень много подарили сад и деревня моим детям, многое сделали для них. Только лишь для них? Не лукавь, Маруся, это и для тебя тоже.

Ваша Маруся, влюбленный садовод


Сельская жизнь
0