Найти в Дзене
Школа для жизни

Школьные оценки: зло или благо? Нужны ли они?

Оглавление

Важны ли для вас школьные оценки ребенка? Кто-то скажет, что это не главное. Неизвестно, кто добьется больших успехов в жизни — троечник или отличник. Но в душе, наверно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок учился хорошо и не испытывал проблем с успеваемостью.

Так важны ли школьные оценки? Всегда ли они показывают реальный уровень знаний? Стоит ли волноваться, если дневник изобилует двойками и тройками? Разбираемся.

Изображение c Freepik

Чем отличаются оценка и отметка?

Отметки — это цифры, которые ставятся в тетрадь, дневник, журнал.
В нашей стране пятибалльная система, но фактически педагоги пользуются четырьмя отметками: единицы не принято ставить. Отметкой является и слово «см» — учитель посмотрел работу.

Оценка — словесный комментарий о качестве сделанной работы, например, «Отличная работа», «Будь внимательнее», «Пиши аккуратнее» и другие.

Зачем отметки школе?

Вокруг выставления отметок много дискуссий: не ставить, чтобы подвести итоги, хватит словесного комментария от учителей? Но как получить правдивое представление о результатах учебного процесса?

Отметки в школе выполняют несколько задач:

  • Оценивание знаний.

«Отлично», «хорошо», «удовлетворительно» — это пояснения, которые педагог дает по качеству освоения материала и результатам работы школьника. Чтобы составить представление об общем уровне знаний, нужно перевести словесные оценки в числовые отметки.

  • Стимулирование учеников.

Зачастую это бывает в начальной, реже в средней школе. Учитель выставляет балл повыше за «старательность» или ставит «см» вместо плохой отметки прилежному ученику, который не очень хорошо справился.

  • Подведение итогов обучения.

Кроме промежуточного оценивания, отметки нужны для определения итогового уровня знаний ученика, который заканчивает школу. Они выставляются в школьный аттестат.

  • Мотивация учеников.

Когда уровень изучения материала наглядно обозначен цифрами, ребенок наблюдает собственный прогресс. Это стимулирует его лучше учиться, получать более высокие отметки.

В некоторых школах мотивирующая роль отметок выражается в соревновании между учениками. Образовательные учреждения вводят балльно-рейтинговую систему, чтобы дети могли сравнить свои успехи. В одних учениках просыпается азарт, они борются за высокое место. Но все не могут быть первыми. У других соперничество с более успешными одноклассником серьезно повлияет на самооценку.

Соревноваться можно и нужно, прежде всего, с самим собой. Представим ситуацию: ребенок получил четыре за контрольную работу. Если сравнивать работу с результатами одноклассников, то он вряд ли будет собой гордиться. Но если учесть, что за прошлую контрольную была тройка, то налицо личный прогресс. Фокусируйтесь на этом!

-2

Изображение с Freepik

Зачем отметки ученику?

Со школой более или менее понятно. Зачем отметки ребенку? Чего от них больше: вреда или пользы?

С одной стороны, благодаря оценкам ученик получает необходимые ориентиры, знакомится с ожиданиями преподавателей и родителей, осознает соответствие собственных умений и поведения образцам, имеет представление о своем уровне знаний, сильных и слабых сторонах, пробелах. И все это неплохо!

С другой, оценивание — процесс противоречивый и неоднозначный:

  • не всегда отметки выставляются по заданным критериям. Педагог может делать это на свое усмотрение, занижая или завышая, а значит, страдает объективность;
  • акцент на числовом выражении результата может привести к тому, что гонка родителей и ученика за хорошими отметками становится важнее знаний и усилий. Это плохо сказывается на качестве обучения и психологическом состоянии ребенка.
  • ученик неизбежно занимает определенное место в иерархии класса. Ребята с хорошей успеваемостью получают признание педагогов и одноклассников. Те, кому учеба дается сложнее, получают ярлык отстающих. Но это обычные дети, возможно, преуспевающие в других сферах.

Как правильно оценивать?

ФГОС разработаны правила оценивания работы учащихся. В критериях есть небольшая разница в зависимости от предмета, но они разработаны и закреплены для каждой учебной дисциплины. Например, за письменную работу по математике правильно отметки выставляются так:

90-100% заданий выполнено верно — «5»
70-89% — «4»
50-69% — «3»
правильно сделано меньше половины работы — «2».

-3

Изображение с Freepik

Существует ли альтернатива оценкам?

Оценка знаний отражает понимание ребенком учебного материала и умение применять полученные знания. Но, согласитесь, оценку «хорошо», полученную отличником и троечником, сложно сравнивать. Для первого – это шаг назад, возможно, не очень серьезное отношение к заданию, для второго – победа и рост показателей, приложенные усилия. В российской образовательной системе эти особенности не учитываются.

В Великобритании и США существует показатель прилагаемых усилий — Effort, который оценивают наряду с успеваемостью. Это дает более полную картину успеваемости ученика, позволяет отметить его успехи и старания, стимулирует педагогов более тонко и внимательно подходить к оцениванию.

В Финляндии дети до 12 лет не получают оценки. Норма — развиваться в своем темпе, не концентрироваться на полученных баллах. Задача школы – научить детей учиться. Важное значение придается знаниям и навыкам – два раза в год родители получают подробный отчет, отражающий то, чему ребенок научился за полугодие.

Японские учителя, оценивая письменные работы, выделяют правильные ответы кружочками. В качестве комплимента могут нарисовать в тетради цветок. Формальное оценивание – интимный процесс, прилюдно успеваемость японских школьников не обсуждается. Примечательно, что система оценивания – 100-балльная, до четвертого класса японцы не сдают никакие тесты или экзамены. Кроме основных предметов, детей учат вежливости, нормам поведения, прививают навыки работы в группе и стимулируют интерес к познанию мира.

Отсутствие оценок, возможно, немного расхолаживает детей, но точно поддерживает их психологический комфорт, помогает избежать душевных травм.

-4

Изображение с Freepik

Как мотивировать ребенка, если учеба не дается

Получив ярлык троечника, сложно заставить себя учиться: предвзятое отношение учителей, издевки одноклассников, разочарование родителей не укрепляют мотивацию. Как помочь ребенку поверить в себя?

  • Обсудите, какие предметы кажутся ребенку более интересными, на чем он хотел бы сосредоточиться.
  • Сами с ребенком или с помощью репетитора разберите очередную тему. Подготовьте ребенка к устному ответу и проработайте домашнее задание. Поговорите с учителем, чтобы он вызвал ребенка к доске. Даже разовый успех может стать стимулом серьезно заняться учебой, чтобы еще раз почувствовать себя на уровне.
  • Определившись с приоритетами, составьте план внеклассных занятий по выбранным предметам. Это могут быть походы в музей, на выставки, в кружки и на мастер-классы.
  • Возможно, плохая успеваемость – повод задуматься о смене школы. Сложившееся отношение к ребенку как к отстающему сложно изменить. Людям свойственно навешивать ярлыки. Переход в другую школу позволит ученику по-новому проявить себя и «начать с чистого листа».
Татьяна Коковина, мама выпускницы:
У дочери хорошие знания, но в 10 классе за полугодие она получила несколько троек. Мы были расстроены, зная, что у ребенка есть потенциал, и она может больше. Тогда приняли решение перевести дочь в «Дубравушку» и получили желаемый результат. Здесь Маша обрела интересных педагогов, они вдохновили ее на учебу. Появилась заинтересованность, которой не было в прежней школе. Сначала было сложно, так как раньше дочь не жила вне семьи, но она достаточно быстро влилась в коллектив, так как педагоги и воспитатели уделяют много времени детям, что особенно ценно для меня, как для мамы.

Валерия Федосеева, мама выпускницы:
Мы столкнулись с тем, что учителя занижали ребенку самооценку, она перестала верить в себя. За 2 года вытянули все предметы на нужный уровень, сдали профиль по ЕГЭ. Благодаря учителям Аня поверила в свои силы. Наши ожидания от пансиона оправдались на 100%!

Поступить в «Дубравушку» можно с любого класса, пройдя тестирование и собеседование с психологом. Приемная комиссия уже начала работу. Записаться на индивидуальную встречу можно любым удобным способом:

1. Оставить заявку через форму обратной связи на сайте школы
2. Позвонить по телефону +7(495)-320-06-40
3. Написать на study@dubravushka.ru
4. Написать в WhatsApp
+7(985)2279772