Поскольку в предыдущих статьях так или иначе упоминаются машины, принимавшие участие в посильной борьбе с Boeing B-29 "Superfortress" и буковок по исторической части много, имело бы смысл немножко подробно остановиться на том, какие работы являются источником вдохновения: откуда берутся "буковки", касаемо "жертвы".
Для начала, несколько вводных, глубоко личных мнений.
1. "Сверхкрепость" - безусловно венец бомбардировочного авиастроения Второй Мировой. Могли ли другие страны создать подобную машину? Развитое двигателестроение, приборостроение, радиолокация, талантливые инженеры были и у других участников самого кровавого (пока) конфликта в истории человечества, однако кто мог и был готов потратить сумму в полтора Манхэттенских проекта на программу бомбардировщика? Особенно, в условиях не будущей, а уже идущей войны на истощение, без "подушки безопасности" в виде океанов.
2. Выиграли ли "Сверхрепости" войну у Японии? Нет. Задача стояла не доводить дело до высадки на острова метрополии, оценочно, в 1946 году, чтобы не получить новые Иво-Джимы с Окинавами, только циклопических масштабов. Задача была выполнена. И сделали это именно B-29.
3. А вот точно были нужны атомные бомбардировки? 25 июля 1945 года на Потсдамской конференции Японии был выдвинут ультиматум - сдавайтесь или страну превратим в руины (... they may expect a rain of ruin from the air, the like of which has never been seen on this earth). Именно с воздуха. Ответа не было.
Однако 10 августа 1945 года по радио было объявлено о согласии Японии сложить оружие. Совпадение? Не думаю. (с)
4. Единственным релевантным подтверждением потерь одной из сторон является подтверждение противной стороны (в данном случае, американцев). Как раз тут все в порядке. Вопрос потерь Тихоокеанского ТВД, в отличие от Восточного Фронта, абсолютно не политизирован, западной историографии накрутки там в ту или другую сторону просто не нужны и в "похоронном списке" на ТВД 475 B-29. С "серийниками". Много это или мало для машины, стоимостью без малого почти как 3 (три) B-17?
Итак американская сторона.
The B-29 Superfortress Chronology, 1934-1960, Robert A. Mann
McFarland, 2009
Картинок нет. Совсем. Лирики "...но машина летит, на честном слове и на одном крыле..." почти нет, хотя, учитывая фантастическую живучесть машины и способность отмахать тысячи километров после таранных ударов, есть о чем писать.
Лирики - самобичевания, из разряда давайте покаемся за что-нибудь, ведь сколько "мирняка" сожгли - да щаз.
Большую часть книги составляет основная ценность - The Timeline. График по дням: кто куда полетел, в рамках какой операции (естественно, упоминаются разведывательные и спасательные вылеты одиночных машин , у американцев это номерные операции, ровно такие же, как налеты сотен самолетов - взял и куда-то сам полетел, это не про B-29) .
Естественно, если самолет упал, то, при наличии информации, указывается сам или помогли японские коллеги. При наличии такового, присутствует MACR—Missing Air Crew Report: что, собственно, произошло. Если причина гибели неизвестна - так и пишется, никакой отсебятины.
Таких "неизвестных солдат" набралось 114 из, напомню, 475 потерянных машин. Зачастую, это ночные операции.
Если судьба членов экипажа потерянных "Сверхрепостей" известна, обязательно указывается: сколько погибло, сколько спасли, скольких казнили (для японцев обычное дело).
Поскольку данные американские, встречаются чудесатые чудеса, например, как гибель двух B-29 после атак A6M3 Hamp, которых в системе ПВО Японии можно искать долго, и ... не найти. И если один, по японским данным, оказался Ki-44 47-го полка, то второй как был Hamp так и остался.
Сам того не ведая, автор передал пламенный привет далеким поклонникам белокурых рыцарей рейха с мизерными потерями, неполживым отчетам всяких генералов-квартирмейстеров и прочим: даже у такой отслеживаемой машины, как B-29, масса "белых пятен".
В 31-ом случае так или иначе потеря не подтверждена (Report of loss unconfirmed, упоминание о потере в операции есть, но "серийника" потерянного борта нет) или как волшебный борт 42-63497, который по документам вроде потерян, но есть его фото 46-го года.
Отдельная тема борты с грифом Surveyed (CL-25), коих на ТВД набралась 22 штука: машину в принципе возможно было починить, но что с ней стало, неведомо. Однако ни один из выше упомянутых 22 B-29 в боевых операциях далее не упоминался.
Итого более 10 % "неучтенки".
В принципе, небезинтересным подспорьем является сайт Джо Баугера (Joe Baugher) Aircraft Serial Number Search. Корреляция есть, но преимущественно по причинам потерь.
Ну и немножко о типах операций:
Weather Strike Mission - разведка погоды и фото-разведка. Могли нести бомбовую нагрузку. Выполнялась одиночными самолетами. С 12.11.44 по 01.11.45 выполнено 192 вылета 73BW. Потеряно две машины (одна - кончилось топливо, причина потери второй неизвестна).
Radar Scope Photo Mission - радиолокационная и фото разведка, нередко с нанесением бомбовых ударов. Выполнялась как одиночными самолетами, так и группами вплоть до 7-8 машин. Первая операция 4 марта 1945 г. Потерь на операциях не было.
Pumpkin Mission - высотные дневные бомбардировки мелкими группами от двух до 16 машин: с 19 июля 45-го 509-ой смешанной группой выполнено 18 миссий: японцев целенаправленно приучали, что "Сверхрепости" могут летать не только толпами, а что бомбы будут не совсем обычные - да кому какое дело? Номера миссий 13 (6-го августа) и 16 (9-го августа 45-года) пропущены. Потерь на операциях не было.
Super Dumbo - поисково-спасательная миссия. Сами спасать никого не могли, но наводили на купающиеся экипажи подводные лодки и надводные корабли. Самолеты выполняющие подобную роль упоминаются в практически любом крупном номерном налете.
Японский взгляд на B-29 в общем и на борьбу с этой напастью, куда более запущен и менее информативен, "белых пятен" не просто много, а очень много, но об этом позже. Наверное.