Найти тему
Отворотка

На Белое море и обратно (27.05-13.06.22) - Часть 6 [END]

На Белое море и обратно (27.05-13.06.22)

Предыдущая часть...

День 5 - Щелейки - Вознесенье - Нижняя Водлица - Палтога - гора Андома

Следующая остановка в д.Щелейки.

Деревня упоминается в 1496 году в Оштинском погосте, как деревня Щелейца, Марфинской, а позднее Никольской Оштинской волости.

Тут сохранилась деревянная пятиглавая церковь Дмитрия Мироточивого с трапезной и шатровой колокольней, построенная в 1783 году. Когда мы тут были в 2015 году, церковь выглядела так:

А сейчас так, и это очень радует.

-2

В старинных переписных книгах Прионежья первая запись о существовании в поселении "на Щелейце" церкви Дмитрия Солунского датирована 1583 годом. О внешнем виде предшественниц нынешнего храма остаётся только догадываться. Церковь, обновлённая реплика которой дошла до наших дней, была построена в 1783 году.

-3

В 1834 году бревенчатые стены храма и колокольни были укрыты тесовой обшивкой, разобрано крыльцо, ведущее в храм, а колокольня с церковью объединены громоздким переходом-трапезной, существенно исказившей облик памятника. В 1868 год все шесть глав и бочки покрыты железом. В таком виде архитектурный ансамбль-двойка простоял более века – до 1972 года, когда были начаты исследования и обмеры для составления проекта будущей реставрации уникальной многоглавой церкви.

-4

В плане храм представляет собой прямоугольник, разделённый на две части: меньшую по площади трапезную и большую - собственно церковь. С востока к срубу церкви примыкает пятигранный алтарный прируб. Клеть церкви, значительно возвышающаяся над трапезной и алтарём, имеет небольшие повалы и покрыта крещатой бочкой, из центра которой поднимается глухой восьмери» с луковичной главкой на глухом барабане. В щипец каждой бочки врублены барабаны главок меньших размеров.

-5

При реставрации 70х годов был воссоздан крытый воздушный помост между колокольней и крыльцом.

-6
-7

К сожалению, реставрационные работы в 1970-х гг. осуществлялись плотниками, не обладавшими необходимыми профессиональными навыками – халтура при работе с деревом аукнулась уже через два десятилетия. Храм стоит на берегу, сырость и ветры вкупе с недобросовестно выполненной гидроизоляцией привели к протечкам кровли, древний сруб, в семидесятые годы не подновлявшийся, начал усиленно гнить и зарастать грибком, а главы могли попросту рухнуть в любой момент, ибо вместе со сгнившими бочками держались на честном слове. К началу 2010-х гг. тот же Марк Коляда вновь забил тревогу, но решение вопроса застопорилось в силу отсутствия средств и необходимости прохождения множества бюрократических процедур.

-8

Наконец, к 2014 году, когда к зданию уже попросту страшно было подходить ввиду реальной ежеминутной угрозы обрушения конструкций, вопрос с финансированием и подрядчиком вроде был улажен. В сентябре 2014 года был проведен аукцион, по условиям которого работы должны были завершиться к 5 декабря 2014 года (срок нереальный для работ такого объёма, но в реставрации это в порядке вещей, как бы дико это ни звучало), из областного бюджета выделили средства в размере 15,2 млн руб. В задачи исполнителя входила реставрация кровли, куполов, глав, воссоздание балок перекрытий и стропильных конструкций, огнезащита и антисептирование. К концу 2014 года, уже в зимние холода, горе-мастера разобрали купола, барабаны, верхнюю часть сруба … и в таком состоянии в прямом смысле слова бросили храм на произвол судьбы, отказавшись от дальнейшего выполнения работ. На дворе – зима, снег, оттепель, вновь мороз, весна с дождями, а храм даже укрыть ничем не удосужились, верхние венцы промокли насквозь.

-9

Лишь к лету 2015 года смогли по новой найти уже опытных, проверенных делом реставраторов, которым и пришлось спасать от гибели угробленный памятник. В первую очередь просушили стены, лишь после этого приступили к работам. Были приглашены эксперты, исследовавшие структуру древнего дерева, для анализа степени поражения грибком. Верхние венцы менялись полностью, а в нижних вырезались сгнившие куски бревен, на место которых вживлялись свежие сосновые фрагменты (врезки заметны на срубе), перестилались перекрытия и полы, заново восстанавливалось крыльцо, все барабаны, купола и бочки – обновлена вся верхняя часть храма. Перекосившуюся шестигранную колокольню выпрямили, реконструировали помост-переход, ярус звона, шатер и портик с колоннами над входной аркой. На всё про всё ушло два года и 22 млн рублей вдобавок к первоначальным 15,2 млн.

Около церкви лежит много старинных надгробий.

-10
-11
-12

Вот так это место выглядело раньше. Фото 1942г. из Архива финских вооруженных сил.

-13
-14

После, посмотрев расписание парома в Вознесенье, мы погнали туда, т.к. боялись, что не успеем. Очереди не было, приехали даже раньше, чем надо, уже чуть позже начали подтягиваться машины.

-15
-16
-17
-18

Пообедали мы в столовой в Оште. Хорошая столовка, с хорошими ценами и вкусно готовят.

-19

Следующая остановка, д.Нижняя Водлица (Перхинская), это уже Вологодская область.

Нижне-Водлицкая деревянная церковь построена прихожанами в 1763 году. Колокольня деревянная в связи с церковью. В 19 веке на средства Царскосельского купца Лупакова Петра Прокофьевича Нижне-Водлицкая церковь окружена каменной оградой.

-20

Главный престол в холодной церкви освящен во имя великомученика Георгия Победоносца, придельный престол - во имя преподобного Алексия человека Божия. Престол в теплой церкви освящен во имя мучеников Флора и Лавра.

-21

В 1881 году вместо прежней трехпрестольной выстроена новая деревянная двупрестольная церковь с колокольней в одной связи. В ней были престолы: великомученика Георгия Победоносца и преподобного Алексия человека Божия.

-22

К церкви приписаны семь деревянных часовен. Деревни прихода относились к Оштинской волости Лодейнопольского уезда и за исключением деревни Кедра располагались по берегам Водлицы. В советское время Георгиевская церковь Нижне-Водлицкого прихода закрыта.

Рядом могила протоиерея церкви.

-23

Старенько фото августа 1968 г. из фондов Вытегорского музея.

-24

Дальше опять отвратительная дорога, ремонты и пыль. А уже ближе к Вытегре появляется хороший асфальт. Последняя на сегодня точка, это с.Палтога и Храмовый комплекс Палтогского погоста.

Проезжая тут в 2015 году мы деревянную церковь не увидели, одна была полностью разобрана.

-25
-26

Тогда, гуляя около фундамента церкви нашел на земле старинную монетку.

-27

Деньга 1731г (а деревянная церковь, которую на тот момент разобрали 1733г.)

-28
-29

И опять удивляемся тому, что в этот раз церковь собрана и отреставрирована!

-30

с. Палтога. Здесь на возвышенности в окружении старых берез расположены деревянная Богоявленская (построена в 1733 году) и каменная Знаменская церкви.

-31

Первая, несомненно, представляет гораздо больший интерес. В основе Богоявленской церкви два традиционных четверика — трапезная, крытая на два ската, и собственно храмовое помещение. Необычно завершение церкви — это крещатая бочка («бочкой» называется форма двухскатного покрытия с криволинейными очертаниями, завершающаяся острым углом; «крещатая бочка» состоит из двух взаимно пересекающихся бочек) в два яруса, оканчивающаяся пятью покрытыми лемехом главками. В покрытии ярусов, многоглавом завершении и общей пирамидальной структуре воплотились прионежские архитектурные традиции.

-32

В XIX веке при переделках храм лишился четырех главок из пяти, бочки были обшиты листовым железом, а стены — крашеным «под камень» тесом, на городской манер были также растесаны окна. Пострадал и интерьер: расписное шестнадцатигранное небо было закрыто плоским беленым потолком, гладко оструганные бревенчатые стены покрыли штукатуркой и заклеили обоями в цветочек.

-33
-34

Уже в наше время, в 80-х годах прошлого века, на волне ученого интереса к деревянному наследию России на погосте началась реставрация. Началась, да и прекратилась на полпути. Реставраторы успели вернуть храму утраченные главки, снять чуждое железо с кровель, восстановить серебристый лемех и разгромить поздние наслоения в интерьере. И потом исчезли, как мираж.

-35

Деревянная Богоявленская церковь построена в 1733 г. и относится к типу поонежских храмов с ярусным многоглавым завершением. Самые грандиозные сооружения этой группы — Преображенская церковь в Кижах и Покровская церковь в Анхимове под Вытегрой (сгорела в результате поджога в 1960-е, копия ее выстроена недавно на окраине Петербурга). В отличие от этих церквей с восьмигранником в основе плана, церковь в Палтоге в плане — квадрат с граненым прирубом апсиды и с протяженной трапезной. Формально про нее можно сказать, что ее основной объем — четверик на четверике, но верхний четверик настолько мал и снивелирован бочками, что почти не воспринимается как таковой.

-36

Вообще, все храмы этого круга демонстрировали большое количество конструктивных и декоративных вариаций на одну тему. Но все «ближайшие родичи» палтожской церкви уже утрачены: церкви в Девятинах, Оште, Масельге и Помялове. В XIX веке Богоявленская церковь была обшита тесом, покрашена белой краской и покрыта железом. Такой ее можно видеть на дореволюционных фото.

-37

В 1810 году рядом с Богоявленской была построена каменная Знаменская церковь.

-38

Она имеет крестообразный план, вытянутый по центральной оси. Четверик завершается круглой ротондой и перекрыт куполом.

-39
-40

Его южный и северный фасады увенчаны фронтами. Завершение колокольни не сохранилось, да и в целом церковь выглядит весьма удручающее — от храма остались только треснувшие вдоль и поперек стены да горы мусора.

-41
-42

Внутри, много старинных надгробных плит.

-43
-44
-45
-46

Старое фото Палтожского погоста. С. М. Прокудин-Горский. 1909 год

-47

Уже вечереет, пора искать место ночевки. Решили поехать на гору Андома. Там рядом есть местечко на берегу, в выходные там конечно народу, но в будни там никого.

Сначала заглянули на саму гору Андома (Андомский геологический разрез)

-48

Разрез девонских отложений. Андома-гора возникла в результате движения ледника и является гляциодислокацией.

-49

Абсолютная высота около 85 метров.

-50

С нее открываются потрясающие виды на Онегу.

-51
-52
-53
-54

А это видимо кто-то не рассчитал, или местный под градусом был.

-55

Надеюсь машину оттуда всё-таки убрали.

-56

А потом на стоянку.

-57

Собственно, на этом наше путешествие и заканчивается. На следующий день мы поехали в деревню, а еще через несколько дней уже домой в МСК. Вот такая небольшая поездка у нас получилось.

  • Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!