Жить в обществе и при этом полностью избегать разногласий — задача практически невыполнимая. Даже в самой дружной семье или коллективе время от времени возникают недопонимания: это вполне нормально. Главное помнить, что наилучший способ добиться разрешения разгоревшегося конфликта — сделать это совместными усилиями.
Прежде всего отметим, что вероятность накала обстановки можно свести к минимуму: здесь вам на помощь придет такая важная черта характера как вежливость. Она поможет расположить окружающих к себе и сделать ваши отношения с людьми более гармоничными.
Такой подход можно назвать испытанным временем: о нем упоминал еще древнегреческий философ Аристипп Киренский. Во втором наставлении своего Кодекса мыслитель призывал быть заботливым, добрым и внимательным к другим людям. Выражаясь современным языком — не переходить красных линий.
Главная мысль философа заключается в том, что действий, способных привести к конфликту с окружающими, следует избегать. Разумеется, сохраняя при этом чувство собственного достоинства.
Но как сохранять спокойствие и быть вежливым если ссора все же началась? Попробуйте применить тактику под названием «психологическое айкидо». В ее основе, как можно догадаться, лежит философия знаменитого японского боевого искусства. Иными словами — уход от конфликта без проявления враждебности.
Суть «психологического айкидо» заключается в том, что человек не противоречит оппоненту открыто, а старается направить его эмоции в нужное для себя русло. Разумеется, такая тактика требует осознанности, терпения и готовности искать компромисс. А пока вы находитесь в процессе ее освоения, в возникающих спорах советуем вести себя следующим образом:
1. Практикуйте активное слушание. Не перебивайте собеседника: предоставьте ему возможность выразить свои эмоции.
2. Проявляйте эмпатию. Старайтесь поставить себя на место оппонента и увидеть ситуацию с его точки зрения.
3. Сохраняйте спокойствие. Избегайте накала обстановки, иначе все быстро может перетечь в обмен обвинениями и претензиями.
4. Развивайте гибкость мышления. Помните, что мнение оппонента может отличаться от вашего. Сталкиваясь с непониманием, важно проявлять готовность к рассмотрению ситуации с различных сторон.
5. Выражайте мысли в позитивном ключе. Подбирайте четкие и ясные формулировки, откажитесь от враждебных высказываний.
6. Контролируйте эмоции. Не принимайте решений под влиянием гнева или раздражения.
7. Говорите о своих чувствах и потребностях. Ищите выход из конфликта, учитывающий интересы всех сторон.
8. Не отказывайтесь от ответственности. Признавайте собственные ошибки — это поможет снизить напряженность.
9. Воспользуйтесь шансом стать лучше. Воспринимайте конфликтную ситуацию как возможность для личностного роста.
10. Сделайте шаг навстречу собеседнику. Сосредоточьтесь на поиске точек соприкосновения, а не на различиях.
Помните: терпение и вежливость — ключ к разрешению любого конфликта!
Однако способность разрешать конфликты еще не гарантирует вам успешного сотрудничества. Какие еще коммуникативные навыки понадобятся для эффективного взаимодействия с окружающими? Читайте в статье: Cотрудничество: 5 правил успеха