Ситуация из практики одного из моих коллег. Поведана за кружкой пятничного пива, поэтому особых душещипательных подробностей и диалогов не будет. Только фактические данные.
Увы, тема долгов в наследстве уже неоднократно поднималась в блоге. Да и в целом тема злободневная, подчас выбивающая из колеи добросовестного наследника, не ожидавшего такой «подставы» от близкого человека.
Бывает иногда и так:
Сыновья любимые, но по-разному…
В одном из семейств нашего региона случилась печаль. Скоропостижно умирает весьма бодрая и активная пенсионерка – 63-летняя Татьяна Петровна.
Муж ее так же давно покинул этот мир, поэтому из наследников – двое сыновей. Младший – 33-летний Сергей и старший – 40-летний Николай.
Однако все имущество оказывается завещано Николаю.
Причина тому старый конфликт еще 10-летней давности, когда мать за проданное наследственное имущество, оставшееся от мужа, приобрела младшему сыну квартиру. Старший сильно обиделся, поскольку на тот момент выплачивал ипотеку, имел двоих детей и так же бы не отказался от помощи. Сергей же был обычным «повесой» без семьи и детей, поэтому, как полагал Николай, вполне мог бы и самостоятельно на квартиру заработать или хотя бы взять ее в ипотеку.
Меня тут сразу смутил такой момент: почему дети не наследовали за отцом? Оказалось, что отец завещание на жену составил. На все имущество. Не все, видимо, в порядке в том странном королевстве было…
От отца, помимо совместного с женой жилья, осталась всякая не сильно значимая ерунда. Земельный участок под строительство, на котором он все собирался заложить маленький домик на старость лет. Два автомобиля. И какой-то старый ангар на окраине города. Вот и, продав все это добро, Татьяна Петровна и приобрела младшему сыну «однушку».
Мол, может семьей обзаведется, за ум возьмется. И все такое прочее.
А затем, чтобы немного успокоить всерьез обидевшегося Николая, составила на его имя завещание.
Тут пара слов обязательна для характеристики ее сыновей.
- Николай – обычный работяга-трудяга, который медленно, камушек к кирпичку и рубль к копеечке своими силами строил для себя и своей семьи будущее.
- Сергей – разгильдяй-гуляка, который еще со школьных лет доставлял массу проблем своим бунтарством. Нигде толком не работал, из ВУЗа вылетел на третьем курсе, имел судимость за угон (в 18 лет), постоянно влипал в какие-то истории, вечно кому-то был должен.
Короче, два абсолютно разных человека.
Внезапно…
В начале 2023 года Татьяны Петровны не стало. Просто пришла домой, легла спать и всё. Сердце. Без каких-либо предпосылок. На здоровье не жаловалась особо, так, мелочь всякая соответствующая возрасту.
От матери осталась 3-комнатная квартира и старый домик от ее родителей в поселке. Еще должны были быть сбережения – тысяч в 400-500, но счета были почти пусты. Около 50 тысяч лежало. Все похороны по факту оплатил Николай. Сергей же в дальнейшем пытался еще и удочку забросить, мол, может поделишься по-братски наследством? Негоже все себе ведь…
Был послан в вежливой форме, мол, тебе уже все отдали, что полагается.
Еще до истечения 6-месячного срока начали всплывать банки с претензиями о невыплаченном кредите. И еще одном. И еще…
К счастью, сим-карта матери еще была активна, вставили в телефон и получили массу уведомлений о долгах в разных банках.
Через нотариуса сделали запрос в БКИ и «обрадовались» долгу в 1.2 млн. рублей.
3 крупных кредита по 250-300 тысяч были взяты буквально за 3 дня. В разных банках. + почти пустая кредитная карта на 250 тысяч.
Пенсия у Татьяны Петровны была хорошая, больше 25 тысяч (муниципальный служащий с большим стажем), к тому же после выхода на пенсию она продолжала работать в бюджетной сфере, то есть еще примерно 20-25 тысяч дохода имела.
Поэтому особого удивления на тему «как ей дали кредиты» тут нет, трюк с одновременным взятием никто не отменял. Хотя в целом у нас пенсионеры, почему-то, легко могут для жуликов, например, миллиончик сидя дома взять в кредит...
Где деньги, братец?!
Николай справедливо рассудил, что без «следа младшего» тут не обошлось. Душевный разговор с братом позволил выяснить, что мать действительно помогала ему деньгами. Сергей в очередной раз вляпался в какую-то муть, вроде бы разбив чужую машину, вот она ему и дала денег почти 1 млн. рублей на погашение долга. Но том, что они кредитные, он и знать не знал.
Она ему сказала, что это остатки от отцовского наследства.
Еще больше вопросов возникло к кредитной карте. Через приложение банка по номеру матери удалось вытащить историю операций. И там приличная часть расходов была совершена уже… после смерти матери.
Разговор с Сергеем перешел в другую плоскость. С участием юриста и возмущенного старшего брата сего товарища убедили, что он либо гасит кредитку, либо срок ему обеспечат. Конечно, прилично перегибая в угрозах последствиями, но… а как иначе?!
Кредитку этот персонаж как-то закрыл, а вот от остальных претензий отказался. Брал не в долг, про кредиты не знал, идите все нафиг. Своих проблем хватает… Мол, я из-за ваших претензий кредит под залог квартиры взял, чтобы кредитку закрыть. Если не отдам – останусь без жилья.
Все его, конечно же, пожалели (сарказм) и отпустили с миром.
В целом, стоимость наследства значительно превышала свалившиеся долги. Раза в 3 примерно. Николай их, естественно, закроет.
Юрист предлагал дождаться претензий от банков к нему как к наследнику и попытаться поторговаться, но он и слушать не хочет.
- Долги есть долги – заплачу всё, - его позиция.
Знаю случаи, когда удавалось сбить хотя бы часть % и прочего добра. Мол, уважаемый банк – либо сейчас закрываем ВСЮ суму основного долга без суда, либо получаете по 10 тыс. рублей на протяжении 5 лет. Если никто не помрет…
Но есть и обратная сторона: если наследник с банком заключает какое-либо соглашение по долгу наследодателя, то уже все обязанности, включая вновь начисляемые проценты и неустойку, будут относиться к наследнику в полной мере и размером наследственной массы ограничены не будут (Определение № 305-ЭС23-9)
В чем мораль истории?
А морали истории нет.
- Позиция Сергея – без комментариев. Золотой мальчонка с вечными проблемами. Квартиру урвал, маму на кредиты обул, теперь брат за них заплатит. Отлично все у него, только порадоваться. И продолжает манипулировать на жалость. Квартирку он, бедняга, заложил, чтобы стыренные с маминой кредитки деньги вернуть.
- Позиция Николая - достойная. Ему наследство – ему и ответ. Адекватных лазеек избежать погашения долга тут нет, увы и ах. Очень надеюсь, что больше младший манипулировать не сможет и на какую-либо помощь рассчитывать тоже.
- Их мама… ну, она мама. Всегда кого-то жалко больше, особенно когда жалко – у пчелки.
Как защититься от «веселых» родственников? А никак =) Такова жизнь…