Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто заглянувших на огонек!
В прошлой своей статье я подробно рассказала о похоронных традициях древних славян (кто пропустил читаем эту занимательную статью по ссылке ниже 👇)
Сегодня же я хотела бы осветить. О значении, которое играли умершие родственники в жизни наших далеких предков.
Путь на «тот свет» для умерших считался дорогой с двусторонним движением. Славянам была не чужда древняя идея реинкарнации, особенно привившаяся в индуизме: допускалась мысль о перевоплощении души предка для новой жизни на «этом свете» в теле человека, (чаще всего близкого родственника) или животного. Согласно славянским верованиям, широко представленным в фольклорно-этнографических материалах, душа умершего предка могла временно вернуться обратно в зооморфном или антропоморфном виде.
В верованиях наших предков идея временных возвращений умерших имела вид навещения покойниками живых родственников. У восточных славян срок ежегодного посещения падал на Фомину неделю (неделя, следующая за пасхальной). К приходу предков готовили праздничный стол и баню, словно готовились к дорогому гостю с дальней дороги. Древнерусский средневековый текст сообщал, что многие «приготавливают для мертвецов мясо, и молоко, и яйца, и баню топят, и на печь льют, и пепел посереди бани сыплют, чтобы след остался, и говорят: «Мойтесь!» И белье вешают, и полотенца для обтирания».
С идеей прихода умерших предков связан также обычай «греть покойников» зажигать на кладбищах, во дворах или иных подобающих местах костры, у которых посещающие родственников предки будто бы могли обогреться. На самом деле эта сохранявшаяся вплоть до конца 19 века в некоторых русских губерниях традиция - отзвук языческого погребального Костра - Крады. Греть покойников — поминальный обычай возжигания костра. Цель обряда — «передать» тепло умершим предкам. Как правило жгли такие костры ранним утром в Сочельник или на Рождество (Коляду), кое-где также на Новый год и Крещенье, то есть в холодное время года.
Умершие предки считались покровителями живущих общин и семей (домашние божества охранители рода - Род и Рожаница). Почти все восточнославянские традиционные праздники содержали элементы культа предков. Его отголоски есть и на Святки, во время которых одним из главных блюд была кулич - древнее поминальное блюдо. В это время одной из традиций было выплёскивание часть напитков (сбитень, пиво, брага) на стол перед началом трапезы — для умерших; на Мамленицу вместо напитка на окошко клали блин, чтобы умершие могли насыщаться паром от него, также имел место обычай ходить к другу в гости — прощаться. Одним из главных праздников в честь усопших был Семик в составе Зеленых святок позже — во время недели, предшествовавшей Троице. Одними из важнейших ритуалов этого было то, что старшие члены семьи ходили на могилы родителей, а во время трапезы присутствовали поминальные блюда. Очень чётко поклонение предкам прослеживается во время Радоницы (Навий день или Могилки). В эти дни обычно всем поселением приходили на кладбище, женщины причитали, на могилы крошили и проливали еду и напитки.
С покровительством умерших перед всесильными богами, а так же властью над земной жизнью продолжающих самое существование потомков у древних славян была связана одна страшная традиция, вытекающая из культа предков.
Жуткий обычай ритуального умерщвления стариков был распространенным в славянской среде вплоть до XI в. обрядом. К чести наших предков следует сказать, что к такому жестокому обряду прибегали лишь в трудное для семьи время в надежде на то, что перешедший на «тот свет» родитель облегчит участь домочадцев и поможет им. Проводы живых родителей на «тот свет» были обставлены весьма просто: после прощания родителя с семьей старший остающийся за главу семьи сын отвозил отца на санях или лубке далеко в лес, в поле, в пустой дом, где оставлял умирать от мороза или голода. Как правило, обряд производился в тяжелое зимнее время. Иногда стариков умерщвляли заранее, жалея их и дабы не подвергать долгой мучительной смерти. Судя по древнерусским письменным и позднейшим этнографическим сведениям, у восточных славян этот обряд назывался «сажать на лубок».
Надо отметить, что это был далеко не единственный обряд, в котором древние славяне приносили человеческие жертвоприношения. О других их видах, практикуемых в среде наших пращуров, можно прочесть в статье по ссылке ниже 👇
Наряду с почитанием предков рода и отдельно взятой семьи в древнеславянской религии существовало так же поклонение племенным предкам. Отпечаток этого явления можно найти в древнем мифе об основании Киева, в котором основоположник племени полян основал первую столицу славянского мира. «Повесть временных лет» уже вполне достоверно сообщает о двух братьях Радиме и Вятко, которые переселились из Киева на реки Сожу и Оку, став родоначальниками племен радимичей и вятичей. В преданиях новгородских племен словен сохранялся образ прародителя целого рода Словена, некогда будто бы приведшего племя к Ильмень-озеру и заложившего новое поселение Словенск Великий, впоследствии превратившийся в Великий Новгорода.
Почитание таких предков было связано не столько как почитание кровных родственников, сколько как зачинателей особого сообщества, которые обособляют свое племя от прочих племен, определяя начало самостоятельной истории новой племенной общины.
В архаическом мировоззрении древних славян культ предков был связан с решением важнейших вопросов о жизни и смерти. В социальном плане культ семейно-родовых и племенных предков структурировал межпоколенные, внутри- и межсемейные, племенные и этнические отношения, регламентируя само бытие наших пращуров.
На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и героев, достойных того, чтобы о них рассказали.
Всегда ваша Морозова❤️
Мои проекты:
Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073
Ярус. Надежда Морозова.
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте