Найти в Дзене

Доработка навесного транца надувной лодки HunterBoat

На лодках с навесным внешним транцем иногда возникают сложности с выставлением положения ноги мотора по вертикали - транец закреплен на корме не слишком жестко, и даже маломощный двигатель слишком сильно подворачивает транец при движении, так, что нога мотора наклоняется вперед под днище лодки. Если регулировки мотора по вертикали уже выбраны по максимуму и не позволяют выставить его так, чтобы в движении он стоял вертикально, придется вмешаться в конструкцию транца!

У большинства легких моторно-гребных надувных лодок навесные транцы имеют приблизительно одинаковую конструкцию и крепятся на приклеенные к баллонам на корме резиновые проушины - две верхние и две нижние. У лодок HunterBoat, например, транец выглядит так:

-2

Сверху, соответственно, верхние крюки крепления, вставляемые в проушины на баллонах лодки, снизу – нижние:

-3

И иногда возникает такая проблема. Транец либо стоит не слишком вертикально (отвисает НАЗАД) сам по себе, либо слишком сильно отвисает при установке мотора и тем более – при его работе.

Порой причиной бывает недостаточное давление в баллонах лодки, но в данном случае речь не об этом. Будем считать, что баллоны накачаны оптимально. Однако транец все равно отклонен назад, и пределов регулировки положения ноги мотора по вертикали не хватает, чтобы в движении нога сохраняла вертикальность. Нога со стороны винта сильно отклоняется вперед, и мотор работает неоптимально.

Причины этого могут быть в неоптимальных точках приклеивания проушин для крепления транца, или просто в особенностях конструкции лодки – в плотности и эластичности ПВХ. А чаще - комплексные. В любом случае эти причины обычно неустранимы. Поэтому решить проблему придется регулировкой геометрии транца путем вмешательства в его конструкцию. У меня эта проблема возникла, и конструкция транца (разборная) позволила его отрегулировать. При иных конструкциях транца, вероятно, мои рекомендации вам не подойдут...

-4

Для решения проблемы на первый взгляд кажется, что нужно ослабить гайки, которыми к транцевой доске крепятся прутки верхних крюков, и, сдвигая гайки по резьбе, сместить положение транцевой доски – либо сделав ее вертикальной (если она смотрит назад даже без мотора), либо сделав даже небольшой наклон вперед с запасом, чтобы мотор при работе компенсировал этот наклон, выбрав его, и встал вместе с транцем ровно.

-5

На самом деле пределов регулировки этими гайками в рамках длины резьбовой части прутков крюков скорее всего не хватит. Свободной резьбы там обычно почти нет!

В этом случае нам нужно пойти на небольшую хитрость и полностью избавиться от гаек с внутренней стороны транца (со стороны лодки), получив достаточно широкий диапазон регулировки за счет использования той длины резьбы, что скрыта в толще транцевой доски.

-6

Убрав гайки, нам нужно надеть на прутки крюков упорные трубки, выполняющих функцию этих гаек. Трубки будут играть роль проставок, дистанционных втулок. Трубки годятся тонкие алюминиевые или отлично подойдут из водопроводного пластика - нагрузки на них нет. Делать их из дорогой и редкой нержавейки или тяжелой стали не нужно. Внутренним диаметром - чтобы в них свободно проходили прутки транца.

-7
-8
-9

На трубках можно сделать вот такие выборки на торцах, хотя и необязательно.

-10
-11

Надеваем трубки на прутки крепежных крюков, вставляем резьбовой частью на место - в транцевую доску, и закручиваем гайки с внешней стороны транца. Лишнюю выступающую часть резьбы можно срезать болгаркой, как это сделал я. Длина трубок обеспечивает нам угол наклона транца. Чем они короче, тем сильнее верхняя линия транцевой доски наклонена в сторону лодки.

Подобрать длину можно примерно на суше или подогнать практически на воде.

Регулируется длина трубок при разборке транца. Если используется водопроводный пластик, то легко сделать две трубки заведомо меньшей длины, и нарезать несколько шайб из этой же трубы, которые можно убирать по парам при настройке, проверяя результат на воде под мотором. С алюминием, в принципе, не особо сложнее - можно использовать для настройки гайки большого диаметра или шайбы, или опрять же отрезки той же трубки.

Я сделал из алюминия примерно-интуитивно и ничего не настраивал - оказалось оптимально.

-12
-13