Всем привет! Написала практические советы, которые лично мне помогли приобрести стабильность в самой нестабильной профессии «фотограф». Но самое главное - для меня коммерческая фотография и творчество неразделимы. И вот тут, я уверена, многие сразу захотят поспорить.
Все эти советы - не просто набор слов, это мой личный опыт, моя практика, результаты исправления собственных ошибок.
Свой путь в любом случае пройдет каждый из нас самостоятельно, но чем меньше будет на нем камней и препятствий, тем и времени на достижение цели уйдет меньше.
Итак, о чем сегодня я хочу написать и самое главное - для кого?
Очень часто мне приходится отстаивать свое мнение относительно того, что коммерческий фотограф не только может, но и должен работать с теми заказами, которые приносят ему удовольствие.
Большинство комментаторов моего блога утверждают, что так в принципе не бывает.
Работаешь за деньги - снимаешь "лабуду"; снимаешь "для себя" - получаешь кайф. Переубедить практически невозможно.
Я всю свою сознательную жизнь работаю фотографом и все это время я работаю в удовольствие!
Просто давайте для начала поверим, что такое бывает. Хорошо? Если, как и многие, назовете меня врушкой "ради пиара" или "блатной", что тоже я не раз слышала, то лучше уходите сразу.
Эти советы, точнее даже план, который я проработала специально для вас может помочь не только начать работать в профессии, но и изменить что-то, чтобы улучшить ситуацию уже практикующих фотографов.
Итак:
Прорабатываем свое портфолио.
Есть практические советы, поэтому не пропускайте этот пункт.
Первое, что важно и о чем я неоднократно писала - нужно составить свое портфолио не просто из лучших фотографий, а исключительно из фотографий с тех съемок/проектов, которые вы сможете повторить и сделать лучше. Это важный пункт, потому как многие, не задумываясь, ставят в портфолио "случайные" кадры. Случайные кадры в данном контексте - это удачные, а иногда шедевральные кадры, которые получились у вас случайно. И вы не уверены, что сможете повторить этот кадр один, два, десять, сотню раз.
Отработаете такую стилистику, поймете, как это получается и как это снять, тогда этот кадр - претендент в продающее портфолио.
Почему так жестко по отношению к красивым кадрам? да потому что для успешного бизнеса нужны:
1) довольные клиенты (а если у вас купят съемку по вашему портфолио и вы ее не повторите, то клиент будет недоволен, а ваша репутация испорчена);
2)Вы должны не просто уметь, а хорошо понимать, как организовать и провести съемку по тем примерам, которые есть в Вашем портфолио.
Пример: в Вашем портфолио есть обалденная серия фотографий, которые у вас получились после посещения мастер-класса или воркшопа.
Фотки - огонь🔥 Обработка ваша, фирменная! Ракурсы, позы ставили вы, Но!....Образ создан стилистом и он достаточно сложный, чтобы вписаться в ваш пакет услуг. Концепция съемки подразумевала декорации, специальную подготовку, в нюансы которой вы не вникали. Модели, которые приходят на такие съемки подбираются конечно же по внешним данным......теперь представим, что будет представлять из себя бюджетная съемка без такого размаха по затратам? Дешевая подделка. Будет ли доволен клиент? Нет, конечно!
Выход: арендуйте зал в студии, договоритесь с моделью, желательно с обычной девушкой-женщиной, а не гуру в позировании, и не Афродитой по внешним данным. Покажите в своем портфолио, что работаете с обычными людьми.
Проработайте пару концепций съемки и прикиньте, как это применить к человеку любой внешности, любого характера и возраста. И сделайте круто съемку, которая будет иметь полное право занять ведущее место в вашем портфолио.
Ценообразование
Тут все просто. Если вы читаете эту статью, то наверняка, у вас сейчас не очень классный период. Заказов не много, или же совсем нет. Нет стабильности, нет понимания, зачем это все. Я думаю, что именно доход фотографа и является основным поводом писать такие комментарии.
Так вот, цена - это одна из основных составляющих вашего бизнеса. При этом ошибка многих фотографов в том, что
Фотографы сами не знают свою цену
Позвонит клиент - придумаю что-нибудь исходя из его финансового положения, настроения в разговоре и тд.
Это совершенно непрофессионально, я об этом уже много писала.
Более того, у многих фотографов даже мысли нет сесть и проанализировать рынок, конкурентов. Посмотрел на дядю Васю - ага! Он продает свои услуги за тысячу, а делает хуже чем я - поставлю ка я две тысячи и буду королём!
Не будете! Потому что не знаете никаких подробностей о ведении бизнеса дядей Васей.
Есть основа основ в любом бизнесе -
Анализ конкурентоспособности
Не важно, товар вы продаете или услугу. Это уже аксиома, придуманная и продуманная гениями маркетинга. Здесь не нужно спорить и говорить, что это вам не нужно, это просто нужно делать.
О том, как провести анализ рынка конкурентов и что полезного из этого извлечь - я сейчас готовлю большой материал.
📌 Подписывайтесь, если не хотите пропустить.
Так вот. Грамотно выставленная цена на ваши услуги - это ваша стабильность.
Хотите этой стабильности, особенно сейчас, когда фотографов стало видимо-невидимо - начинайте с невысокой цены на услугу. Только опять же «невысокая» она в сравнении с вашими конкурентами. А анализ вы не делали:)
📌 Если у вас уже есть статус, имя, постоянные клиенты, то ни в коем случае не снижайте цены на все услуги! Просто придумайте определенный вид работ и пакеты услуг, которые будут стоить дешевле, чем ваша основная и привычная для клиентов работа.
Перейдем к самому главному!
Как снимать только то, что снимать хочется?
Этим вопросом даже не задаются многочисленные критики моего канала. Они уверены, что это невозможно, если фотограф работает за оплату.
Скажу сразу, за 15 лет практики я ни разу не работала вразрез со своими интересами, видением и тд. Ни разу!
Абсолютно все съемки, все образы - творчество и удовольствие!
Я не задумывалась об этом до того момента, пока не завела канал на Дзене😂
Но когда я начала читать чуть ли не под каждой статьей: «коммерческий фотограф, это не про творчество, а про бабло» или «я люблю фотографировать и вкладывать душу, поэтому я никогда не буду снимать за деньги!», тогда я и задумалась. Поняла, что мой подход к работе исключение из правил.
А раз я это поняла, почему бы не поделиться с вами:)
- Создаем портфолио (как, смотрите выше).
- Анализируем рынок и ставим адекватную цену.
- Снова анализируем рынок и смотрим, что сейчас делают мэтры и что вам из этого нравится. Вдохновляемся.
- Пытаемся определить свою авторскую стилистику. Ну хоть одну фишку, отличающую вас от большинства (тем более уже вдохновились мэтрами)
- Используем все доступные методы рекламы (все популярные соц.сети, Яндекс-директ (должен быть свой сайт), короче все, что потянете в первую очередь по трудозатратам, а не по финансам.
- Ждем заказы либо реагируем на запросы с ресурсов, где вы зарегистрированы.
Вот теперь объясните мне, как из этой слаженной цепочки может последним пунктом вылезти: «сними то, что не в твоем стиле, не в твоем жанре, не так как ты любишь, а так как ты ненавидишь!»😂😂 Вот кааак???
Тем более, когда рынок на столько переполнен, что тот клиент, который не увидит в портфолио фотографа то, что он хочет - пойдет искать дальше!!
Да никак такого не может быть!
К вам идут только по вашему портфолио!
Если, конечно, говорить о бизнесе, а не о фотографе, которого попросили родственники пофоткать свадьбу, потому что тот часто ходит поснимать птичек и котиков в свободное от работы время.
В итоге, к чему мы пришли:
- Если вы считаете, что на вашу съемку идут обычные люди (которые вам не нравятся), а не модели, но хотят то, что предлагаете вы сами в своем портфолио, значит проблема в вас, а не в профессии. Красота в глазах смотрящего, помните? И если для вас красота только во внешности, и вы не можете разглядеть в каждом человеке его индивидуальность, которая достойна хорошего снимка - вы не фотограф. Заказчик, внешность которого вас не устраивает - это не "снимать лабуду", это ваш непрофессионализм.
- Если вы сами предлагаете свои услуги, но не опираетесь при этом на свое портфолио - значит опять же ваша вина в том, что вы зачем то снимаете то, что вам не по душе. Или просто не умеете предлагать людям то, что на ваш взгляд будет уместнее, красивее, качественнее. Хватаетесь за все, о чем у вас просят(хотя опять же загадка - почему у вас просят то, чего нет в вашем портфолио:). Очень важно уметь говорить с клиентом, и в каких-то случаях объяснять, что иногда идеи клиента будут выглядеть не так ярко и красиво, как им кажется. Ведь именно вы смотрите на клиента через объектив, учитывая массу нюансов.
- Если вы не можете определиться, что вам нравится снимать, куда вы хотите стремиться и в каком жанре/стиле стать гуру, а первичным для вас является заработок, то это не показатель того, что профессия "фотограф" подразумевает именно такой подход к делу. Это у вас он ТАКОЙ, и это именно ваше упущение, ошибка, а не издержки профессии.
- И о глобальном. Когда вы говорите, что работа на заказ - это штамповка, работа без души, безвкусица, вы задумываетесь о том, что ставите себя выше общества, в котором живете? Может быть стоит посмотреть на наш мир другими глазами?
На этом закругляюсь. Лучше напишу продолжение:)
Спасибо за то, что прочитали😊🌹
***********************************
Дорогие читатели моего блога. Так как веду я свою страницу исключительно для души, для возможности передать свой опыт, свои знания тем, кому они нужны, я не могу больше допускать ругани, обесценивания, поливания грязью в комментариях.
Для тех, кому необходимо высказать свой негатив в отношении моих фотографий или текстов - я предлагаю лучший вариант - пройти мимо! Но весь негатив я решила удалять, блокировать и не делать из авторского блога мусорный бак для слива негативных эмоций.
У нас тут мирная территория. Спасибо