Создать новый выразительный и современный объект притяжения в Арктике можно, используя несколько универсальных принципов
Музеи на арктических территориях, как правило, одновременно выполняют и смежные функции, так как строительство и содержание подобных объектов связано с большими затратами для населенного пункта. Можно смело сказать, что музеи для Арктики — намного больше, чем просто «культурное» место. Причём это не просто самостоятельные объекты: они становятся частью многофункционального комплекса, который отвечает на современные запросы, трансформируется в зависимости от локации и существующей функции. Какими должны быть подходы к анализу и проектированию арктических музеев, рассказывает эксперт ПОРА Виктория Богинская, управляющий партнер проектно-консалтингового центра «ЯРУС», член Экспертного совета по созданию стандартов Арктических регионов, разработчик мастер-плана Анадыря.
«При анализе лучшей музейной практики можно выделить три подхода, которые стоит учитывать при работе с музейными объектами. От данных критериев будет зависеть расположение объекта, его площадь и функциональное наполнение. Подобные подходы — своего рода маркеры, обозначающие, на что стоит обращать внимание при проектировании нового арктического музея.
Во-первых, это локация. Учитывается месторасположение поселка, где расположен музей: удаленность от других поселений и городов, наличие туристической привлекательности. Также учитывается территория: наличие городской площади, расположение объекта в контексте существующей застройки.
Второй подход учитывает население: количественный состав (число постоянно проживающих и мигрирующих, размер маятниковой миграции), а также род деятельности (основной вид деятельности, хобби и увлечения людей, портрет жителя, предпринимательство).
Наконец, третий подход — от функций: он учитывает существующие городские объекты с общественной функцией (школы, ФОК, МФЦ и прочие), сценарность использования, наличие дефицита существующих функций.
В качестве архитектурно-планировочных принципов предлагаются следующие подходы.
- Модульность. Каждая функция — независимый блок-модуль, который может добавляться и убираться в зависимости от потребностей конкретного поселения.
- Адаптивность. Культурные пространства могут трансформироваться в зависимости от численности населения и потребностей жителей, которые, в свою очередь, могут меняться с течением времени.
- Интегрированность. Культурный центр располагается вблизи городских площадей и становится частью единого общественного пространства.
- Идентичность. Применение национальных мотивов в архитектурных решениях культурного центра.
- Многофункциональность. Функциональный набор культурного центра определяется выявленными потребностями жителей.
Подобные подходы позволят сформировать наиболее эффективную модель, учесть все современные аспекты и получить выразительный и современный объект притяжения в Арктике».