Найти тему
Антон Стычневский

Велопоход по Марокко 2023. Часть 2

Оглавление

Часть 1
Часть 3

Примечание: данная (вторая) и третья части отчета оформлены в кратком формате (небольшой рассказ + фото), чтобы успеть поучаствовать в фестивале “Велопуть”. Данные части будут дополнены более подробным рассказом (ориентировочно в течении февраля)

День 8. Касбы долины Драа

108.4 км, набор: +571 -402, высота ночевки: 719м | трек

Утром позавтракал в гест хаузе и с рассветом выехал, сразу в шортах. Проехав километр, пришлось снова надевать штаны и перчатки — как оказалось, было всего 6 градусов тепла. Интересно, что обычно в 7–8 утра здесь температура минимальная за сутки. Возможно, потому что за ночь песок постепенно отдает тепло?

В городе Tagounite пообщался с крайне доброжелательным продавцом, который отлично разговаривал на английском.

И здесь же свернул направо на проселочную дорогу, начав свое знакомство с долиной реки Драа, по которой предстояло ехать еще 150 километров. Эта река спускается с гор Атласа, а затем течет по засушливым регионам и наконец растворяется в песках Сахары. Наверное, лет 50–100 назад весной она доходила до своего устья — Атлантического океана. Но в последние десятилетия, видимо, и до начала пустыни не доходит.

По пути видел много ксаров — укрепленных деревень. И еще больше касб — это когда жилища объединены в одну большую конструкцию с узкими коридорами, зачастую в 3–4 этажа. А ксар — по сути, укрепленная для обороны касба. Выглядит очень атмосферно, особенно учитывая что там до сих пор живут люди, а ведь некоторым касбам по 500+ лет.

А в конце дня удалось попасть на экскурсию в коммуне, где производятся глиняные изделия. Топили печь они тростником и другим естественным топливом, хотя рядом стояла немецкая газовая печь. Но тростником дешевле :)

Экскурсовод рассказал, что здесь уже 6 лет не было дождя, а вода в реке перекрыта дамбой выше по течению, которую открывают лишь пару раз в год.
На ночь остановился в кемпинге около города Загора.

Пиковый кот
Пиковый кот
Защита против дюн
Защита против дюн
-4
Сломанный трактор Belarus
Сломанный трактор Belarus
Улочка касбы
Улочка касбы
-7
Мясо всегда продается в таком виде, а лавки обязательно красно-белые
Мясо всегда продается в таком виде, а лавки обязательно красно-белые
-9
Ксар
Ксар
Ксар
Ксар
Долина Драа
Долина Драа
-13
-14
-15
Производство глиняной посуды
Производство глиняной посуды
Готовые изделия
Готовые изделия
-18
Кемпер путешественников из Германии
Кемпер путешественников из Германии

День 9. Долина Драа: продолжение

97.6 км, набор +918 -499, высота ночевки: 1141м | трек

-20

На следующий день продолжил путь по долине, периодически заезжая на атмосферные гравийные дороги между высохших огородов. Затем по асфальту добрался до первого хребта Высокого Атласа и начал подниматься. Искал место ночевки, когда парень-пастух предложил переночевать с его семьей. Пришлось сбросить 100м высоты, зато познакомился с бытом марокканцев. Когда все большое семейство собралось в комнате, долго сидели, общались, и пили чай. Наконец, принесли ужин — лепешку с чем-то вроде омлета и небольшим куском мяса — не наелся совсем. Ели мужчины отдельно, женщины отдельно. Завтрака уже не ждал, выехал на рассвете.

-21
Ксар
Ксар
Ксар
Ксар
-24
-25
-26
Типичная ситуация — оставленные на будущее штыри, если захочется еще один этаж
Типичная ситуация — оставленные на будущее штыри, если захочется еще один этаж
-28
-29
-30
Мое место ночлега
Мое место ночлега
В этой печи пекут домашний хлеб
В этой печи пекут домашний хлеб
Дом семейства пастухов
Дом семейства пастухов

День 10. Пересечение предгорья Атласа

114.7 км, набор +2571 -2116, высота ночевки: 1600м | трек

-34

Дорога шла то вверх, то вниз, поэтому километры шли очень медленно. Горы были красивы, но немного не хватало зелени. Лишь иногда в ручьях внезапно появлялись березы. Наконец дорога пошла на спуск, и на закате я был в городе Kaalat M’Gouna. Но еще доэтого забронировал риад (гостиницу) в селе Boutarar, поэтому часик пришлось проехать по ночи. Река M’Goun шумела и внушала страх перед предстоящим путешествием.

-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

День 11. Перевал Tizi n’Ait Hmed, 3005 м

53.4 км, набор +2319 -1803, высота ночевки: 2120м | трек

-45

Когда при планировании маршрута увидел, что у меня может остаться пару запасных дней, решил сделать какую-нибудь петельку в горы. В итоге нашел интересный вариант, назвал его “Бутарарская петля” и на месте решил все-таки ехать. Итак, в первый день нужно было подняться на высочайший перевал маршрута, 3005 м. Причем набрать нужно было больше 1000м за 10 киметров. Этот десяток километров поднимался пол дня. Вид был красивый, но опять-таки, не хватало зелени или снега для украшения рельефа. А на подъезде к перевалу свернул на классный каньончик, воду из которого зачем-то пустили по трубе.

Уже к вечеру начал спускаться к реке Мгун. Очень понравился вид — глубокая долина, горы в зеленую крапинку (кусты) и крошечные деревушки снизу. Поставил палатку чуть сверху над рекой, с видом на деревню.

-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
Очень опасное место — 7 предупреждающих знаков подряд!
Очень опасное место — 7 предупреждающих знаков подряд!
-58
-59
-60

День 12. Приключения на реке Мгун

25.8 км, набор высоты OSM фиксирует неверно, фактически -360м по реке, высота ночевки: 2120м | трек

В этот день мне предстояла вторая часть петли и изюминка всего похода — спуск по каньону реки Мгун. Не уверен, что здесь когда-либо бывали с велосипедом, хотя пешие коммерческие туры французы иногда водят. На их сайте было указано, что сезон для похода сюда — май-сентябрь. Я шел в первых числах зимы, и переживал, что уровень воды может быть слишком высоким, и что вода будет ледяной. От деревни проехал несколько километров до начала каньона. Поначалу были какие-то мостики и пути обхода, и я старательно их использовал, чтобы не замочить ноги. Потом это было смешно вспоминать, потому что вскоре каньон стал еще уже, и всего за этот день я перебродил реку более 100 раз. Велосипед не катил, а брал в руки, потому что боялся испортить втулки и каретку. Вода была ледяная, поэтому через несколько секунд в воде ноги начинали неметь. Но все это, конечно, стоило того, потому что каньон очень красивый, и концепция такого похода интересна сама по себе :) Большего всего запомнились участки, где каньон сужался до 2–3 метров, с высокими стенами. Но даже здесь я был не одинок, меня обогнали двое местных на ослах. Через 10–12 км река стала шире, и по ослиной тропинке можно было худо-бедно ехать. И как только показалось, что испытание закончено, судьба с лихвой подсыпала новых — у меня сломался подседельный штырь в районе входа в раму. Вставил то, что от него осталось и понял, что неделю до конца похода придется ехать на очень коротком седле. И сразу же после этого события я стал плохо себя чувствовать, через час наконец добрался до дороги, но было совсем без сил, выглядел как зомби. Подумал, что мало кушал, и остановился приготовить лапшу. Пока готовил, меня вырвало, все-таки покушал — и вырвало еще раз :) Видимо, отравился. Спасибо местному мальчику, который больше часа стоял рядом видя, что мне плохо. Попробовал ехать, понял что получается плохо, и решил ночевать в деревне поблизости. Без особых проблем нашел что-то вроде гестхауза (правда, последние гости у них были полгода назад).

Вечером лежал и грустно изучал карту. Я немного отстал от идеального графика, к тому же заболел. Нужно было что-то выбрасывать из маршрута, но очень не хотелось, потому что все места казались интересными…

-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
Место ночевки
Место ночевки