Умение быстро и точно считать в уме является важным навыком для любого человека. В особенности важно развивать это умение у детей в возрасте от 5 до 7 лет, когда у них проходит интенсивное развитие всех психических процессов. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять интерес к цифрам и операциям с ними, что делает обучение устному счету весьма эффективным.
Для тех, кто стремится научить своего ребенка этому важному навыку, мы предлагаем ознакомиться со статьей, где представлены актуальные методики и техники.
1. Методика Монтессори
Методика, созданная итальянским педагогом Марией Монтессори, представляет уникальный подход к развитию умственных способностей детей, основанный на использовании разнообразного красочного материала. В применении этого метода для обучения навыкам счёта, родители могут воспользоваться монетами, цветными брусочками, кубиками или камушками. Например, они могут рассматривать, из каких более мелких монет состоит 10-рублевая монета, или устраивать различные композиции с цветными брусками, что способствует более эффективному усвоению математических задач благодаря подключению тактильных ощущений у ребёнка.
2. Методика Домана
В рамках методики американского врача-нейрофизиолога Гленна Домана, для обучения счёту применяются специальные карточки с изображениями красных точек в различных количествах. На начальном этапе взрослый показывает ребёнку карточки с цифрами от 1 до 10, а затем использует те же карточки для обучения математическим операциям, таким как сложение и вычитание.
3. Методика Полякова
По данной методике первоначальное обучение счету до 10 и освоение операций сложения и вычитания проводится с использованием цифр от 0 до 9. Для детей до пяти лет предлагается коробка и цветные кубики, где коробка представляет дом, а кубики — жильцов. Взрослый применяет операции сложения (приход гостей) и вычитания (уход гостей) в пределах 10 с помощью кубиков. После освоения этих навыков взрослый переходит к обучению двузначным числам, также используя визуальные подсказки.
4. Игра «Посчитай»
Используйте данную игру во время дороги в детский сад/школу или домой, призывая ребёнка подсчитывать на своём пути все деревья, птицы, проезжающие машины и так далее.
5. Игра «С закрытыми глазами»
В данной игре подготавливаются цифры от 1 до 9 из картона или гофрированной бумаги (также можно использовать уже готовые цифры трансформеры), после чего ребёнку предлагается, закрыв глаза, определить цифру, которую он держит в руках.
6. Игра «Кто соседи?»
В данной игре ребенку предлагается называть числовых "соседей" для любого числа, например, как у числа 15 «соседи» – 14 и 16. Также стоит обратить внимание на полезность решения небольших математических задач, например: «Сколько ботинок понадобится трём мальчикам?», «Как разделить 6 конфет между троими друзьями?» и так далее.
7. Игра «Угадай число»
Данная игра предполагает, что взрослый загадывает число до 20, а ребёнок, задавая вопросы вроде "Это число делится на 2?" или "Это число больше 4?", старается угадать его.
8. Игра «Два числа»
В данной игре взрослому и ребенку предлагается выбрать себе числа, например, 2 и 7, и поочередно предлагают совершать с ними различные математические операции, такие как сложение, вычитание, умножение или деление на любое число. Последующие операции выполняются уже с полученным результатом, и побеждает тот, кто не допустит ошибок и не запутается.
9. «Таблица Шульте»
Таблица Шульте содержит числа от 1 до 25, размещенные в случайном порядке в 25 квадратных ячейках. Задача ребенка — найти все числа последовательно, начиная с 1.
Важно включать в обучение устному счету логические, визуальные и тактильные упражнения, учитывая, что абстрактное мышление у детей 5-7 лет только формируется. Для более эффективного запоминания предоставляйте ребенку "осязаемый опыт" с цифрами, используя игрушки, кубики и счетные палочки, а также визуальные подсказки. Регулярные занятия также играют важную роль в этом процессе.