Найти тему

Как правильно давать обратную связь?

Оглавление

Что такое обратная связь? Как она влияет на коммуникацию? Как ее правильно давать? Давайте немного разберемся в этом вопросе, а в конце я дам алгоритм предоставления обратной связи.

Кстати, в коммуникации работающие алгоритмы - это вообще редкость, потому что общение должно быть гибким и строго следовать какому-то одному сценарию никогда не получается.

Но с предоставлением обратной связи есть исключение и ее можно уложить в короткий и понятный алгоритм.

В широком смысле обратная связь - это ответная реакция на действие или информацию. Она может быть вербальной или невербальной.

Мы сейчас разберем вербальную, то есть то, что мы говорим в ответ человеку, по сути, оценивая его слова или действия.

Оценка вообще вещь очень скользкая. Во-первых, оценивая, вы априори ставите тебя чуть выше оцениваемого. А во-вторых, она, как правило, мегасубъективна и может больше нести информации о нас, чем что-то сообщать человеке о нем.

Итак, обратная связь может быть:

  1. Вдохновляющая, позитивная, поддерживающая.
  2. Критикующая, негативная
  3. Конструктивная, деловая, развивающая

Кроме того, у нее всегда должна быть цель. То есть, вы должны понимать, для чего вы сейчас человеку это сообщаете? Если правдивый ответ - уязвить его самолюбие или приподнять свой статус, то может не надо?

-2

Вдохновляющая обратная связь

Так, вдохновляющая обратная связь направлена на закрепление нужного, полезного, положительного поведения. По своей сути, это - похвала и благодарность. Тут срабатывает механизм "на что направлено внимание, то и проявляется/закрепляется". И когда перед вами выбор - обратить внимание человека на что-то негативное или положительное, когда он сделал и то и другое, то вы выбираете восхититься положительным, умолчав о негативном.

Положительная вдохновляющая обратная связь - это наиболее эффективный способ нематериальной мотивации.

Один знакомый руководитель провел в коллективе анонимный опрос "Что вас больше всего мотивирует?" и вопреки ожиданиям того, что сотрудники будут называть деньги и премии... Они назвали именно обратную связь и благодарность.
-3

Критикующая обратная связь

Критикующая, негативная обратная связь - опасный инструмент. Из название логично предположить, что речь о прямой критике, подчеркивании негативных сторон, дефектов, ошибок. Никто не любит, когда его тыкают носом в его же ошибки. Это неприятно. Хотя, конечно, иногда очень нужно сделать.

И тогда умные люди пришли к простому выводу, что чтобы смягчить такую критикующую обратную связь, надо ее поставить между двумя положительными. Станет ли она от этого приятнее? Нет. Но в целом состояние того, кто принимает обратную связь будет более расположенное. Следовательно и критику скорее он воспримет и подумает о ней.

Если критиковать в лоб, то естественными реакциями в ответ могут быть:

  • защищаться
  • атаковать в ответ
  • затаить обиду

Негативная обратная связь прекрасна только в одном случае - когда ее запрашивают. Тогда есть надежда, что человек сам хочет услышать что-то неприятное и готов дальше работать над собой.

Во всех других случаях ее действительно надо максимально сглаживать, чтобы смысл ваших слов не разбился о глухую стену защиты и уязвленного самолюбия.

-4

Конструктивная обратная связь

Конструктивная обратная связь - это не просто констатация того, как оно есть, но еще и предложение подумать, а как можно по-другому, иначе, по-новому.

Конструктивная обратная связь может быть в форме монолога, когда тот кто дает обратную связь прямо расписывает иной способ поведения. При этом до этого он уже успел дать позитивную обратную связь. Либо в форме диалога, когда задаются вопросы на анализ ситуации, анализ действий и предложений об их корректировке, изменений, расширений.

Можно назвать этот вид обратной связи еще "деловым", когда мы от простых слов стараемся перейти к конкретным делам и предложениям.

Предлагаю использовать в жизни такой алгоритм конструктивной обратной связи в коучинговом стиле:

1. Констатация факта.

Что произошло?

2. Урок

Чему тебя научила эта ситуация? Что ты для себя понял?

3. Новая модель

Что будешь делать по-другому?

4. Поддержка

Какая тебе нужна поддержка? Чем я могу помочь? Кто может помочь?

Проводить такой разговор можно как дома в семье, так и на работе с коллегами, сотрудниками.

Такая обратная связь с одной стороны является поддерживающей за счет интереса, который вы проявляете и поддержки. которую готовы оказать, а с другой стороны не забирает у человека ответственность и инициативу.

Конечно, любую обратную связь можно испортить неудачным выбором места и времени. Поэтому, убедитесь, что обстановка безопасна (нет лишних ушей, которые могли бы его напрягать), есть время и он никуда не опаздывает (да и вы тоже), ну и в целом, атмосфера легкая, приятная и комфортная.

А с какими ситуациями удачной или неудачной обратной связи вы сталкивались? Поделитесь в комментариях!

-5