Новость о том, какой "каминг аут" совершила внучка Чкалова своим заявлением о том, что Москву надо бомбить ядерными бомбами вышла уже давненько. У меня, как водится, не доходят руки до таких "желтушных" новостей.
Но вот – дошли.
Меня в этой новости заинтересовали слова сенатора Климова. Вот он:
А вот его слова:
То, что находятся странные личности, не помнящие ничего из своей семейной истории и истории отечества, увы, это так. Но главный вывод должен состоять не в том, чтобы припираться с этими продажными деятелями, а в том, чтобы исправлять ошибки, допущенные в 90-х годах у нас в стране, когда мы отменили воспитание патриотизма в учебных заведениях. Вот откуда все растет. Если мы урок не извлечем, то, к сожалению, эти факты будем иметь и дальше»
Человек образованный и общественно активный. В его биографии, например, есть эпизоды связанные с художественным советом в университете, где Климов получал высшее образование. Работал он и внештатным корреспондентом областных патриотических газет. В общем, мало того, что воспитывался в советское время, так еще и сам воспитывал.
И я бы с удовольствием задал ему свой излюбленный вопрос, на который, обычно, в лучшем случае, следуют маловнятные пространные рассуждения "обо всём":
Как же вы воспитали поколение, если оно сдало все "ваши" ценности? Буквально променяло на жвачку и целлофановые пакеты! А потом, когда до него дошло, что происходит, оно побоялось выйти и отстоять свои ценности. Побоялись даже те, которые присягу давали. Что же это за воспитание такое?
Я знаю, что он не ответит. Потому что тут убийственная логика: либо наличие структурированной системы воспитания, четких методов работы и целей либо то, что произошло в девяностые. Тут "либо-либо"!
Если была система и воспитание, то не должно быть девяностых. Если есть девяностые, то не было никакой к чёрту системы воспитания и внятных результатов ее работы!
А то, что ей приписывают – в значительной степени результат работы определенной политической системы в традиционном обществе!
Потом – и это вещи взаимосвязанные в значительной степени – политическая система начала вырождаться, а традиционное общество трансформироваться в индустриальное. И результат пропал!
Я понимаю – воспитательная работа это Макаренко. Или то, что описывал Тушкан в своем романе "Друзья и враги Анатолия Русакова". Но этого были сущие крохи! В остальном было лишь обучение, успешно "паразитирующее" на культурно-историческом типе человека традиционного общества. И почти ничего не предлагающая в плане реального воспитания советская педагогика.
Все что могут перечислить ее апологеты это: уборка в школе, уроки труда, выезды на общественные работы (на поля и т.д.), пионерия, комсомол, отчитывание учеников на педагогическом совете.
Так вот, результат всего этого – внучка Чкалова. И всё то, о чем я уже сказал, говоря про девяностые. А сам Чкалов – повторяю – результат укоренения конкретной политической системы в традиционном обществе.
Я не говорю, что все педагогические решения советского времени – ерунда. Я говорю о том, что этого не хватило, чтобы удержать ту ситуацию. А сегодняшний день в воспитательном и морально-нравственном смысле на порядки сложнее того, который сменился "девяностыми". Он – их итог. Поэтому возвращения тех отдельных элементов советской воспитательной "системы" не достаточно!
И это я еще сильно не обсуждаю, что:
а) такое возвращение вряд ли возможно по сути,
б) никто по-настоящему этого и не хочет (ни власти, потому что это дорого, ни люди, потому что это – "геммор"),
в) меры, провалившие задачу в точке "А", уж точно не решат ту же задачу в точке "В", которая является логичным развитием "А".
К чему всё это? Да ни к чему! Рефлексия на тему "пора вернуть воспитание". Как будто ежеутренняя повязка красного галстука или поднятие флага что-то поменяет. Главное прокукарекать, а там хоть не расцветай.
Устал смотреть на этих людей впустую сотрясающих воздух: "воспитание нужно возвращать"... Чтобы что-то вернуть, нужно, чтобы оно хоть когда-либо было.