Всем привет, с вами Неоновый Герой, и сегодня я хочу вновь вернуться к серии Hitman. Так как я нарушил всю хронологию серии, начав с третьей, а потом рассказав о первой, то мы продолжаем соблюдать традицию: на очереди четвёртая игра серии с подзаголовком Blood Money. Тем более, для этого имеется весомый повод, о котором ниже. Многие фанаты серии Hitman (в том числе и я) считают Blood Money лучшей частью серии, выигрывающей даже у поздних частей. В этой статье я пытаюсь выяснить, заслуживает ли игра 2006 года такого почётного титула. Итак, поехали...
В главном меню уже имеется интрига: похороны агента 47. Признаться честно, именно эта деталь во многом удерживала меня проходить игру(помимо разнообразных миссий), чтобы узнать все подробности сего события. А между тем сюжет, разделённый на две линии, в конце приходит именно в эту отправную точку, являющуюся не просто своеобразной смертью "классической квадрологии серии Hitman", но и вообще кульминацией всех идей, которые развивали классические части серии. В первой сюжетной линии журналист Рик Хендерсон приезжает на интервью к экс-главе ФБР Александру Лилленду Кейну, известному также как Джек, чтобы узнать от него подробности о некоем "инциденте в Белом Доме". Однако, Джек вместо этого, начинает планомерный рассказ о том, как его ведомство вело поиски таинственного Агента 47, и, всё-таки поймало его. Вторая же сюжетная линия происходит, собственно, от лица самого Агента 47, выполняющего контракты от Агентства. Чем дальше игрок продвигается по сюжету, тем больше он понимает, что Джек - рассказчик ненадёжный. Бывший директор ФБР приукрашивает некоторые события, а иногда и нагло искажает факты, и лишь от лица Агента 47, мы можем увидеть, как было всё на самом деле. Однако, так как лысый клон-киллер - всего лишь исполнитель, мы не можем понять истинные замыслы Джека, впрочем как и того, что на 47-ого открыта охота: ещё в Contracts координатор агента 47 Диана Бернвуд предупреждала об этом. Над Агентством нависла тёмная опасность в лице "Франчайз": конкурента Агенства по части уничтожения неугодных индивидов. "Франчайз" стремится получить образец костного мозга 47-ого, поскольку считает, что именно в нём кроется секрет клонирования клонов экстра-класса. Используя клонов рангом пониже, "Франчайз" стремится получить монополию на использование клонов на чёрном рынке, и их замысел проходит через сюжет Blood Money неосязаемой но ощутимой полосой заказа определённых людей, вплоть до заказа президента США.
Да, от мрачной и жуткой атмосферы Contracts не осталось и следа. Большая часть миссий Blood Money теперь происходит ясным днём, и в основном, летом(хотя есть одна в стиле Нового Года) И, хотя, мне гораздо больше импонирует мрачный настрой и проявление тёмных сторон людей в Contracts, в Blood Money есть свой неповторимый оттенок и своя атмосфера. Эта атмосфера заговора, закулисных интриг и недосказанности. И Агент 47 выполняет свою роль винтика в этой системе. Он просто исполнитель, перевозчик из мира живых в мир мёртвых. Выполняя заказы от Агентства, игрок зачастую не видит цельной картины происходящих событий. А между тем, непрерывно возникает ощущение, как будто невидимая рука манипулирует 47-ым и ведёт весьма сложную для понимания исполнителя игру, в котором есть место и заговорам, и интригам и политическим переворотам. Центральный персонаж серии стал ещё более бесстрастным и хладнокровным. Это хищник, выслеживающий свою очередную жертву, не обременённый никакими моральными и нравственными принципами. Он никому не сочувствует, ничему не сопереживает, и даже в момент, когда его убежище окружают силы спецназа, а Диана предлагает ему план по уничтожению верхушки "Франчайза", что фактически должно спасти 47-ому жизнь, тот сухо произносит: "Деньги на бочку!". Начиная с Absolution, разработчики серии пытались придать 47-ому человечности, невольно делая его похожим на других героев стелс-экшенов, однако Агент 47 лишился своей уникальной черты характера. Blood Money - последняя игра серии, где он показан приземлённой бездушной машиной для убийства, которого не заботят судьбы других людей, однако, умеющему сопереживать живым существам вне своей работы, что, собственно и говорило о частичке человечности в образе лысого клона-киллера, и не делало из него типичного Терминатора.
Манипулируют, кстати, не только 47-ым. Вот, к примеру, антипод Агента 47(не просто антагонист) - клон-альбинос Марк Парчецци III: также является инструментом в руках "Франчайз". Замысел мерзавцев был в том, чтобы обвинить клона в убийстве президента, невольно подставив Марка, но при этом добиться запретов на клонирование людей, и, таким образом, стать монополистами на чёрном рынке клонов-киллеров. Марк III, однако, имеет свои интересы. Так как он - клон 3 класса, а в сюжете Blood Money говорится, что такие клоны живут максимум 3 года, Марк III лично заинтересован в поимке 47-го, потому как "Франчайз" считает, что в этом и кроется ключ к идеальному клонированию людей. Именно это, в теории, должно спасти Марку III жизнь, а он очень хочет жить, о чём и говорит Агенту 47, если встретит его в Белом Доме.
Другая сторона Blood Money - это пафосная и филигранная ода смерти. Дело здесь даже не в красивых артах, а в некоторой поэтичности темы смерти. Ave Maria на главном фоне, первые миссии, где Агент 47 убивает престарелого наркобарона, в свободное время играющего на виолончели, а миссия в Парижской Опере, после которой я влюбился в оперу "Тоска", вообще заслуживает особого внимания. В этой миссии, Агент 47 может незаметно подложить вместо бутафорского "Маузера", настоящий, и тогда актёр сделает всю грязную работу за вас, застрелив вашу цель: тенора по имени Альваро Д"Альваде. Интересно то, что в реальном сюжете оперы "Тоска" главного героя: итальянского художника Марио Каварадосси должны были казнить, но по договорённости в оружии были холостые патроны, что должно было спасти Каварадосси жизнь и сымитировать его казнь. Однако, главный злодей оперы: полицейский шеф Скарпия обманул возлюбленную художника Тоску и вместо холостых патронов, в Каварадосси выстрелили настоящими. Согласитесь, весьма поэтичная и красивая смерть, если Агент 47 сделает для тенора максимальное вживление в образ?
Но что там по геймплею Blood Money? А он-то как раз был максимально доработан и улучшен. Все механики игры из прошлых частей были доведены до ума. Мы по-прежнему имеем шикарные уровни-песочницы, где фантазия игроков может разгуляться на полную. Если раньше цель 47-ого можно было убить скрытно 2-3 способами, до здесь имеется целый десяток. Особого внимания заслуживают "несчастные случаи": способы убийства, где Агент 47 использует окружение уровня. Теперь мы можем уронить люстру на голову цели; устроить возгорание цели, путём поломки кухни или пиротехники; столкнуть цель с верхотуры или с лестницы, дабы цель сломала себе шею или столкнуть в воду и многое-многое другое. Иронично, но таким образом можно устранять и охранников и обычных гражданских, без потери высокого рейтинга, а отдельные маньяки зачищают так целые уровни. Как и раньше, уровни можно проходить различными способами: хотите, как настоящий бесшумный убийца, а можете и как заправский психопат, паля из всего живого из автомата. Из первой части вернулась экономическая составляющая: теперь за заказ платят деньги, за вычетом лишних жертв, а также эвакуацию оружия и костюма Агента 47. На что нам нужны деньги? Ну, во-первых, в игре появилась кастомизация личного оружия 47-ого. Это пистолет Silverballer, дробовик SPAS-12, пистолет-пулемёт MP5, штурмовая винтовка М4, и снайперская винтовка Walther WA2000. Каждую из этих единиц можно прокачать по-разному, устанавливая глушители, расширенные магазины, различные типы прицелов и прочего, подстраивая таким образом оружие под свой стиль прохождения. Также имеется возможность прикупить снаряжение: например, обезболивающее, которое действует как небольшая аптечка, или альгамированный кейс для снайперки, что позволит вам проносить винтовку через металлодетектор, а ещё имеется бронежилет, который поможет снизить урон от пуль противников. Ну, а во-вторых, в игре имеется механика узнаваемости: после завершения очередного задания нам показывают газету, где пишут об убийстве нашей цели. При этом, статья будет меняться в зависимости от того, как мы действовали, и засняли ли нас на камеру. Если мы сильно засветились, то на следующем уровне нас могут очень быстро узнать, что существенно усложняет прохождение следующего задания. Так что, если всё же засветились, можно подкупить свидетелей, или купить новый паспорт, снизив показатель узнаваемости. Значительно расширились возможности как Агента 47, так и компьютерных болванчиков. Нашего убийцу научили в кой-то веки драться кулаками и отнимать оружие у противников. Подойдя к человеку сзади, и при наличии пистолета, можно будет брать несчастного в заложники и использовать, как живой щит. Предметы в руках можно будет метать в определённую сторону: ножи, кстати, отлично метаются лезвиями в голову или корпус противников, а пистолеты и прочий огнестрел можно перебросить через решётку, например, куда нужно попасть через металлодетектор. Для отвлечения неписей Агент 47 пользуется монетками, а ещё научился лазать по оградам и карабкаться по карнизам. Что до компьютерных болванчиков: они стали гораздо более бдительными. Теперь ни один не пройдёт просто так мимо лужи крови или брошенного оружия. Мирные граждане при подозрительном поведении лысого мужика в костюме, бегут нас закладывать местным охранникам или полицейским, а при перестрелке могут даже схватить брошенный ствол и отстреливаться.
Следует уделить внимание и уровням Blood Money. Несмотря на то, что большую часть времени Агент 47 будет выполнять свои контракты преимущественно на территории США, уровни весьма разнообразные. Тут есть и закрытая клиника для лечения от алкоголизма, и карнавал Марди Гра, с огромным количеством неписей, и круиз по реке Миссисипи с аллигаторами, а также захолустная глубинка с реднеками и прочей атрибутикой. Особенно хорошо удались две миссии в Лас-Вегасе, непохожие друг на друга. "Карточный домик" представляет собой достаточно уютный отель с казино, где можно почти что быть уверенным в собственной безопасности, а неповторимый трек Йеспера Кюда Vegas, придаёт уровню какой-то шпионский шарм, напоминает игроку, что мы тут пришли забирать несколько жизней вообще-то. Второй же: "Танец с дьяволом" - тематические вечеринки Рая и Ада, которые подчёркивают двойственность человеческого существа - смотрятся хоть и гротескно, но весьма стильно. Уровни наполнены разными мелочами или просто отсылками: от постеров и журналов на прошлые части, до акулы, которая увеличивается в размерах, если ей скармливать людей, бросая их к ней в воду или крысиной вечеринки в Парижской Опере.
Разумеется, даже такая великая игра, как Blood Money, не лишена недостатков. Лично я могу записать в недостатки крайне скудное разнообразие НПС даже среди жертв Агента 47: если приглядеться, то можно понять, что Джозеф Кларенс, арабский шейх и капитан парохода Скип Малдун имеют одно и то же лицо. Уж не знаю, но вот в Contracts цели 47-ого имели внешность уникальную. Кое-кто ещё назовёт весьма упрощённую систему подозрительности НПС, а в связи с этим и низкую сложность Blood Money по сравнению с предыдущими частями. Да, многие механики были упрощены, а наличие новых превращает агента 47 в совершенную машину для убийств по сравнению с хиляком из Codename 47, откидывающим ножки после пары метких очередей. И да, игра стала менее строго карать за ошибки, но всё же некоторые миссии всё ещё могут вогнать игрока во фрустрацию(та же миссия в Белом Доме, например).
Напоследок скажу про музыкальное сопровождение и концовку. Йеспер Кюд на этот раз превзошёл сам себя и создал, пожалуй, лучший свой саундтрек. Самое интересное, что многие треки были созданы ещё давно, но были переработаны специально для Blood Money. Тема 47-ого на деле - переработанная главная тема из Codename 47, и игрок может услышать знакомые нотки в новом мотиве. Трек Apocalypse так и вообще будоражит воображение. Что касается концовки, то тут IO Interactive тоже вернулись к истокам, представив 2 концовки в финале Blood Money. Если на похоронах Агента 47 не трогать никаких клавиш, а просто смотреть титры, то "Франчайз" кремирует тело Агента, и таким образом, история 47-ого, завершится. Однако, если начать нажимать клавишы движения, то 47-ой пробудится и нам предстоит расстрелять всех наших недругов с помощью двух "Сильверболлеров", которые предусмотрительно нам оставила Диана(наряду с сывороткой от яда, что она вколола лысому киллеру). Сделать это на первых порах непросто, но зато приносит внутреннее удовлетворение, когда Агент 47 остаётся единственным живым участником похорон(что звучит иронично).
Но, что там за повод был вспомнить Blood Money? За 17 лет существования игры никто из фанатов и подумать не мог, что противостояние Агента 47 с организацией "Франчайз" перенесут на мобильные платформы. Проект получил подзаголовок Reprisal, и представляет собой улучшенное издание Hitman Blood Money на IOS и Android. Разработкой занималась студия Feral Interactive, действующая под руководством самих IO Interactive. Чтож, для мобильного порта Blood Money Reprisal выглядит неплохо. Игру дополнили картой в правом верхнем углу и парочкой фич из Absolution, вроде "Инcтинкта", что существенно облегчает прохождение игры. К сожалению, игра частенько вылетает, но, будем надеяться, что все эти вылеты исправят в последующем, с помощью обновлений. Хоть и Reprisal выглядит более аркадной от версии на PC или консолях, для фанатов серии и для новичков это хороший вариант вспомнить классику, или же познакомиться с ней.
В итоге, Hitman Blood Money явилась собой кульминацией всего того, что было тогда с серией. Все механики социального стелса в Blood Money были доведены до ума, и дальше совершенствовать датчанам из IO Interactive было нечего. Требовалось переосмысление и перезапуск серии, что и случилось с ней: Absolution предлагал игроку отказ от уровней-песочниц и огромной свободой действий и решений по устранению своих целей в линейное прохождение контрактов с двумя(максимум, тремя способами устранения жертв). Агент 47 стал человечнее, а введение пафосных и нелепых персонажей, вроде убийц-монашек, определил вектор развития серии от реализма к зрелищности и нарушению логики(хотя, есть мнение, что именно Blood Money во многом привёл к этому решению, из-за нелепых переодеваний 47-ого в клоуна или в костюм птицы). Хотя, Hitman, в последующем, вернул концепцию уровней-песочниц и стал работать над проработкой искусственного интеллекта НПС, что, несомненно, дало серии второе дыхание и не позволило ей впасть в забвение. Хотя, 47-ой утратил свою уникальность, и из бездушного клона, выполняющего рутинную работу, стал очередным Джейсоном Борном/ Фишером/ Бондом, спасающим в очередной раз мир от тайных заговоров и обществ. Nuff said...