Мозг детей иногда работает как нейросеть

Именно такая аналогия возникла в результате наблюдений за тем, как дети самостоятельно справляются с пониманием смысла незнакомых им слов. Причем даже не спотыкаясь на незнакомом сочетании звуков. То есть, они прекрасно самостоятельно додумывают то, чего не знают. И полностью удовлетворены реальностью, которую сами и создают.

Это очень напоминает алгоритм работы нейросети. Даже если дать ей незнакомый запрос, она никогда (в отличии от поисковой системы) не выдаст вам ответ типа "ничего не найдено". Абсолютно всегда вам предложат какую-то картинку, даже если в алгоритм нейросети не заложено такого слова. И образ может вообще не соответствовать запросу.

Вот наглядный пример: по запросу "гармошка" нейросеть Кандински.2.0 изображает вот это:

Изображение сгенерировано нейросетью по запросу "гармошка". https://fusionbrain.ai/
Изображение сгенерировано нейросетью по запросу "гармошка". https://fusionbrain.ai/

Примерно так же дети умеют генерировать объяснения незнакомых слов. Результат их вполне устраивает: непонятное становится понятным, но почти полностью искажается смысл прочитанного или услышанного. (Нет, сегодня не будет про пушистые бразды, ждем следующего года, чтобы получить материал для третьей серии по этой теме).

ДТП и Есенин

На этот раз дети читали Есенина. 3-й класс.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Не знаю, что рисует ваше воображение, но по мнению нескольких третьеклассников это стихотворение о ДТП. Тем более, что сейчас неделя ПДД, активно повторяют правила дорожного движения, безопасный путь в школу и домой. Так что сработал эффект, который в психологии называется "установка на восприятие".

Слова "колесо", "скатилось", "взрытая дорога" перевели воображение из плоскости пейзажной лирики в суровую реальность. Там еще в конце "месяц с жеребёнком (с дети добавляют почти всегда) запрягался в сани". Объяснить, что "жеребенком" - это образ действия, оказалось довольно затруднительно. Так что "месяц с жеребенком", стало быть, вместе впрягались в сани, чтобы вывезти пострадавших с места аварии. Потому что Есенин жил давно и тогда наверное автомобилей еще было мало. Но нивы, то есть "Нивы" - вот они, видимо, были.

В представлении детей оказалось, что слово "Нива" многие из них знают как марку отечественного автомобиля. Про рощу есть представление, что это "когда деревья выросли не сами, а их посадили люди". Поэтому первая же строчка рисует дивный образ:

Нивы сжаты, рощи голы...
Нивы сжаты. Изображение из личного архива автора
Нивы сжаты. Изображение из личного архива автора

"Нивы" сжаты, то есть сильно деформированы. Рощи голы - потому что сжатые "Нивы" прокатилась по деревьям, сломали ветки, оборвали листья. Страшное зрелище. В общем, это картина серьёзного ДТП с участием нескольких автомобилей марки "Нива" и последующим повреждением ландшафта.

Настроение стихотворение дети определяют как грустное, минорное. Находят этому подтверждения в тексте: и дорога взрыта, "это значит прям очень сильно на дороге тормозили машины, к тому же она неасфальтированная" (с), и рядом еще есть водоем и роща, значит далеко от населенного пункта. Колёса, опять же, покатились (слово "солнце" употреблено рядом - ну "оно же тоже круглое", подсказывает нейросетевое парадоксальное мышление).

В другом учебнике, тоже для 3-го класса, есть стихотворение Фета, тоже про ниву:

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Обратите внимание: авторы учебника используют цветную разметку, чтобы обратить внимание детей на сложные для понимания слова. Розовым выделено слово, значение которого можно посмотреть в словарике в конце учебника. Голубая разметка используется для слов, значение которых надо уточнить у кого-то из взрослых. Как видите, слово "нива" цветного маркера не удостоено. То есть, авторы считают, что понимание его значения не должно вызывать затруднений. Ну, в чем-то они и правы. Дети тут тоже запросто представят себе автомобильчик в поле, и будут полностью довольны этим образом - всё понятно написано у Фета. При этом слова "прихотливый" и "смежает" нуждаются в толковании.

Ну, в принципе, и удивляться нечему, потому что в современном языке дети вряд ли встречали слово "нива" в значении "засеянное поле". Потому как почти все тексты, где оно употребляется, из детсадовской и школьной программы исчезли. А вот с Есениным, Фетом или Пушкиным нет-нет да и выйдет промашка. Но про ниву, то про сень какую-то детям приходится читать.

Мечта - как нива, золотая

Есть у меня скромная надежда, что на будущий год следующие третьеклассники (которые сейчас учатся во 2-м классе) поймут есенинскую лирику и поэзию Фета иначе. Потому что весной на "Мире музея" у нас с ними будут вот такие репродукции:

Терри ван Лоенен. "Нива золотая". Изображение из открытых источников
Терри ван Лоенен. "Нива золотая". Изображение из открытых источников
А. Герасимов "Кукурузное поле". Изображение из открытых источников
А. Герасимов "Кукурузное поле". Изображение из открытых источников
И. Шишкин "Рожь". Изображение из открытых источников
И. Шишкин "Рожь". Изображение из открытых источников

Вот она, та самая нива золотая. Образы яркие, запоминающиеся, особенно из-за ассоциации с цветом. То, что листья осенью золотые и зрелые колосья тоже золотые, дети запоминают очень быстро, даже если одного из этих природных явлений никогда не видели сами.

Т. Юшманова "Осень". Изображение из открытых источников
Т. Юшманова "Осень". Изображение из открытых источников

Если вы всё еще недоумеваете, зачем на литературном чтении или литературе часто просят нарисовать иллюстрацию, ведь это не ИЗО - наверное, теперь очевидно, что рисование одно из средств анализа текста, выражения понятых и пойманных смыслов, интонаций, настроений и даже простого предметного содержания. Если бы 3й класс сегодня иллюстрировал стихотворения Есенина и Фета про нивы, то рисунки были бы очень далеки от первоначального замысла автора.

Вот, кстати, нашла один из примеров детского творчества на просторах интернета. Рыжий жеребенок - как раз та самая ошибка прочтения смыслов. Что-то похожее на заснеженные горы на заднем плане - вероятно, "сжатые нивы". Голые рощи, хоть и представлены единственным деревом, переданы очень понятно. И туман удался:

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Вообще, хотела я вам еще рассказать что такое же "нейросетевое" толкование пословицы "Что посеешь, то и пожнешь", а также про ту самую гармошку, которую нам нейросеть в начале этой статьи нарисовала. Но приберегу это для следующей статьи.

А пока - если вдруг вы еще этого не читали - начало размышлений о том, как дети могут заблудиться в смыслах, если не научились фиксировать трудности понимания, можно найти вот тут: