Что и говорить, подбор литературных произведений в современных школьных учебниках иногда может удивить. То на фрагмент из "Хоббита" наткнешься, то запрещенные ранее стихи Цветаевой попадутся на глаза. А то и вовсе, что-нибудь душераздирающее вроде "Мама" Юрия Яковлева, где в конце чтения рыдает весь класс.
К урокам, на которых предстоит читать такие эмоционально тяжёлые произведения, готовишься особо. Продумываешь каждое слово, каждый акцент. Ведь цель такой работы - не напугать или огорчить детей, а помочь им научиться понимать собственные эмоции через сопереживание литературным героям.
Но иногда сложная для беседы тема возникает совершенно неожиданно и может застать врасплох. Так случилось, например , сегодня.
Читали мы вполне нейтральный по накалу эмоций рассказ В. Осеевой "Почему?".
Сюжет вкратце: мальчик разбил любимую папину чашку. Признаваться в этом он не стал, а соврал, что чашку разбила собака. Только после того, как несчастного Бума строгая мама выставила за дверь, прямо под дождь, главного героя заела совесть. Он во всем признался и раскаялся.
Авторы учебника удачно продумали работу с этим текстом: предложили прочитать его самостоятельно и по мере развития событий ответить на 3 вопроса:
- почему мальчик соврал?
- были ли ему стыдно и почему?
- какой из эпизодов рассказа вызвал у тебя наибольшее эмоциональное напряжение?
На таких уроках дети работают в комфортном для каждого темпе. Кто-то любит сначала прочитать весь текст, потом перечитать его еще раз в поисках ответов на вопросы. Кто-то предпочитает какое-то время просто поразмышлять над прочитанным, а потом сформулировать ответ самостоятельно.
Во время этой работы можно поднять руку или подойти с вопросом, если какие-то слова и выражения оказались непонятными. Сегодня на уроке ни у кого проблем с пониманием текста не возникло. Ну, по крайней мере, мне так казалось.
В конце урока собираю тетради, а на следующий день мы будем обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями, находить единомышленников и оппонентов, учиться отстаивать свою точку зрения или признавать свою неправоту. Поэтому прежде чем принять письменную работы бегло просматриваю записи детей в тетрадях и иногда предлагаю немного доработать ответы. Что видим в ответах на первый вопрос - почему главный герой соврал?
- боялся наказания,
- не хотел огорчать маму,
- хотел потихоньку купить новую чашку чтобы никто не заметил
(тут кроется еще один интересный аспект - на самом-то деле, анализируя мотивы поступка героя каждый рассказывает о своей модели мышления).
И среди, в общем-то довольно однотипных ответов вижу такой:
ПОТОМУ ЧТО У НИХ УМЕР ПАПА.
Подзываю автора. Аккуратно спрашиваю, верно ли я поняла предложенный им вариант. Получаю утвердительный ответ. Тихонько прошу встать рядом со мной и начать вполголоса читать текст до того эпизода, где говорится о смерти папы. Ждать пришлось недолго. В самом начале рассказа был вот этот фрагмент:
Вы уже догадались, откуда у юного читателя возникло убеждение, что папа главного героя умер?
БЛЕДНО-РОЗОВЫЕ ЧЕРЕПКИ
В воображении 9-летнего ребенка, которые не знает слова "черепок" и трактовал его значение на свое усмотрение, опираясь на смысл знакомого ему слово "череп", в сочетании с поведением мамы - "горько повторяла", "закрыла лицо руками" вся эта сцена превратилась в ужас: папа погиб, осколки его черепа мать держит в руках и оплакивает гибель главы семейства. Неудивительно, что у главного героя дрожат колении и заплетается язык - папа умер.
Вы вообще смогли себе хоть немного вообразить эту жуткую сцену? А второклассник - смог! Причем какое удивительное умение читать между строк. И попробуй потом докажи возмущенным родителям, что в учебниках чтения нет никаких кровавых подробностей и ужасов.
Ну что же, хорошо, что эту работу выполняли самостоятельно, а эта версия не была озвучена в классе. Зато теперь есть отличный материал у уроку русского языка по теме "Однокоренные слова". Правда, примеры весьма готичные:
- череп и черепок (к ним черепная коробка и черепаха в компанию),
- мертвый, смерть и измерить;
- море, морской и уморить...
Нет, пожалуй во 2 классе не будем брать такие мрачные примеры. Просто еще раз возьмем себе на заметку и с детьми обсудим, как важно внимательно и осознанно читать, отслеживать все моменты непониманий и сомнений в правильности понимания прочитанного.
Тем более, что это не первый пример "ложной картины мира" из-за того, что дети склонны додумывать значение незнакомых слов. Вот, например, живописный рассказ о том, что, по мнению второклассников, происходит в одном из самых известных отрывков из "Евгения Онегина":
Вот и еще одна история всё о тех же многострадальных браздах и кибитках:
А чтобы запомнить значение слова "черепок", посмотрим мультфильм "Золотая антилопа" (спасибо младшему сыну за эту блестящую идею для визуализации):