Найти тему

И снова о "пушистых браздах" (простите нас, Александр Сергеевич...)

...но каждый новый урок литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Зима!.. Крестьянин, торжествуя..." становится просто кладезем открытий, причем большинство из них достойны войти в золотой фонд сборника "Из школьных сочинений и ответов учеников".

Итак, читают этот текст во 2 классе. До нынешнего учебного года это могло быть не совсем точным утверждением, потому что в разных городах и школах дети могли учиться по разным учебникам. Теперь у нас единый комплект, так что вариантов нет: где-то вскоре после Нового года, сразу после двух стихотворений Есенина о зиме читаем 2 фрагмента из романа "Евгений Онегин". Оба тоже про зиму.

В прошлом году я решилась на смелый эксперимент и дала возможность второклассникам полностью самостоятельно объяснить смысл непонятных слов и разобраться, о чем, собственно, повествует Пушкин. Почитать об этом можно вот здесь:

В этом году - новая трактовка того же текста другими детьми. И её тоже считаю заслуживающей внимания.

Техническое замечание: урок построен в соответствии с методикой развивающего обучения Л.В. Занкова. Незнакомый текст читает учитель (или можно прослушать аудио), но не дается никакого зрительного сопровождения, визуальных подсказок и еще чего-то, что должно "настроить слушателя" на какой-то особенный лад.

Послушали текст первый раз. Оказалось, он вызывает грустное, тревожное ощущение, потому что "мать грозит ему в окно". Ругается, стало быть. А поскольку, как мы знаем, запоминается начало и конец текста, то в целом по первичному восприятию запомнили, что дело было зимой и что мама чем-то угрожает мальчику. Собственно, на этом понимание закончилось.

Приступаем к словесному рисованию, разбирая текст по частям - паре строчек, предложению, словосочетанию. Даю детям полную самостоятельность, не вмешиваюсь в процесс (и заглядывать в толковый словарик в конце учебника на этом этапе не советую). Они сами дополняют ответы друг друга, уточняют, соглашаются и спорят. Получается примерно так:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

  • Зима - это понятно, это как у Есенина. Красивая русская зима.
  • Крестьянин - это как фермер, только бедный.
  • торжествуя - ??? удивился, наверное, что наступила зима. Или, может это слово от слова "тревожиться". Может, волнуется он, как теперь ездить-то будет по делам?

На дровнях обновляет путь.

  • Дровни - это такие санки. Наверное, большие, потому что на них надо возить дрова, название у них похоже на слово "дрова". Один мальчик вспомнил, что когда в детском саду они учили песню "В лесу родилась ёлочка", воспитатель им объясняла про дровни и даже картинку показывала. В песне есть строчка "Везёт лошадка дровеньки, а в дровнях мужичок". "Аааааа, точно!" - массово вспомнил класс и про песню, и про детский сад.
Воспитатели детского сада - видите, вы не зря трудитесь! Дети помнят ваши рассказы!
  • Обновляет путь - едет по дороге, которую засыпало снегом, и ее не было видно. Вот он проедет на санях несколько раз туда-обратно, будет хорошая ровная дорога (чувствуете? инженерная мысль включилась!)

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь.

  • Снег почуя - ну это значит лошадь почувствовала снег. И ей стало очень холодно, поэтому она несется как-нибудь, то есть неровно.
  • Кстати, а рысь - она вообще хорошо бегает? Нет? Может лошадь как-то так особенно плавно бежит, как рысь? Рысь это же разновидность диких кошек... (тут было сложно, потому что про рысь вспомнили только, что у неё кисточки на ушах, короткий хвост и она умеет прыгать по деревьям. Но лошадь по деревьям явно не прыгала, это точно).
  • В общем, бежит лошадка как-то не очень хорошо, может хромает, но быстро, поэтому говорят что плетется, когда плетут то быстро всё делают. Тем более крестьянин и лошадка из дома только вышли, она не уставшая. И сани, наверное, пустые и поэтому лёгкие. Они же куда-то едут - за дровами, допустим. И лошадке хоть и холодно, но нетяжело. И она... радостная! У лошадки хорошее настроение! (А у лошадей вообще бывает настроение? Наверное да...)

Ну вот и оно, самое интересное:

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

  • Бразды - это, похоже, какие-то зимние ягоды. Зимой же есть ягоды, которые употребляют в пищу животные и птицы? А пушистые - когда зимой иней, ягоды покрываются инеем и как будто пушистые, это очень красиво (Это наблюдение подтвердили многие, поэтому версия про ягоды была принята. Чуть позже выяснилось, что автору версии слово "бразды" напомнило слово "гроздья" и он вспомнил про ягоды).
Гроздья рябины под снегом. Ну, или "пушистые бразды". Это как вам больше нравится (Изображение из открытых источников)
Гроздья рябины под снегом. Ну, или "пушистые бразды". Это как вам больше нравится (Изображение из открытых источников)
  • Кибитка - это какая-то птица, которая летит и взрывает ягоды-бразды, вернее пробует их клевать, а ягоды взрываются. Они на морозе очень легко лопаются (снова хоровое подтверждение этой версии - видимо, в недавние морозы что-то похожее наблюдали).
  • Удалая - это быстрая, шустрая. На морозе надо быстро двигаться, иначе замерзнешь.

Снова "кибитка" определена как птица, только на этот раз не хищная. Понятно, что это из-за того, что она "летит".

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

  • Ямщик - это водитель у лошади! Это сразу очень уверенно заявил один мальчик. Он это знает благодаря бабушкиной любимой песне (что за песня - напишу в конце статьи, пока можете попробовать угадать. Только примите к сведению, что нынешние бабушки - это женщины, которым может не быть еще и 50 лет. И хорошо, что на уроке не стала уточнять, какая именно песня - спасибо, что решил спеть её на перемене и персонально мне). В общем, ссылка на бабушкину песню была принята как аргумент - все согласились, что ямщик - тот, кто управляет лошадью. Может быть, крестьянин, который торжествовал в начале стихотворения.
  • Облучок - то, на чем сидит ямщик в повозке (тут прямо в точку - образ человека, управляющего повозкой сразу поймали). Спасибо бабушкиной песне и хорошей памяти внука!
  • В тулупе, в красном кушаке - тулуп это как шуба, только мех внутри. Кушак - сначала подумали, что это шапка. Но потом девочка вспомнила, что у мамы потерялся кушак от пальто. Мама так называет пояс от верхней одежде. Так что тут тоже всё встало на свои места.

Финальный фрагмент про дворового мальчика, Жучку и салазки вопросов не вызвал. О том, что салазки - это такие санки, знала девочка, которая учила к Новому году стихотворение Некрасова "Нянины сказки", и там было это слово.

В общем, коллективный разум - сила! Усилия воспитателей, бабушек, родителей и учителей не пропадают даром. Если не считать коварную кибитку и браздов, в целом получился сюжет, близкий к тому, о чем на самом деле писал Пушкин.

А теперь можно рассмотреть репродукцию картины Юрия Клевера, которая и называется так же, как это стихотворение:

Ю. Клевер "Зима, крестьянин торжествуя...", 1919 года. Изображение из открытых источников
Ю. Клевер "Зима, крестьянин торжествуя...", 1919 года. Изображение из открытых источников

Сразу находим дровни и салазки, чуть сложнее было разглядеть ямщика. Птицы нарисованы, но они высоко в небе и никакими ягодами не интересуются. Еще есть вторая повозка, с крышей - это и есть кибитка. А вот эта снежная пыль - как раз "пушистые бразды". Осталось обсудить, какое настроение у хозяина "весёлой лошадки" - судя по позе, он чем-то воодушевлен.

Кстати, у картины, по мнению детей, есть существенный недостаток: художник не нарисовал маму, которая грозит мальчик в окно. А именно за этот образ зацепилось их внимание после первичного прослушивания.

Выполняю своё обещание назвать "любимую бабушкину песню", благодаря которой ребенок точно знал, что такой ямщик. На перемене мне спели её первый куплет:

Эй, ямщик, поворачивай к черту,
Новой дорогой поедем домой.
Эй, ямщик, поворачивай к черту,
Это не наш лес, а чей-то чужой.

Пояснение для читателей, которые давно подписаны на блог: я не работаю как учитель на классе, но веду "Мир музея" и иногда выхожу на замены. Так что материала для новый публикаций очень много. Осталось найти время оформить мысли и впечатления в буквы и картинки.

Если вы недавно заглядываете в этот блог - то, наверное, не читали еще другой истории с той же сюжетной канвой - как работает воображение ребенка, если он не привык фиксировать внимание на непонятных словах:

Всех со старым Новым годом! Хорошего настроения - минимум, как у той самой лошадки, которая "плетётся рысью"!