В Америке скончалась Вероника Круглова. Она была большой советской звездой, ее песни были у всех на слуху. Но к ней навсегда приклеился титул «первой жены Кобзона», брак с которым не принес ничего, кроме слез…
Звездный час
Вероника Круглова родилась в Сталинграде за год до начала войны. Когда немцы начали наступать, ее семья эвакуировалась под Уфу. По дороге их поезд разбомбили, уцелел только вагон №7, в котором ехали Кругловы. До конца жизни «семерка» оставалась любимым числом Вероники. После войны ее родители приняли решение осесть в Саратове. Там она окончила школу, поступила в театральную студию при местном ТЮЗе. Но переключилась на эстраду.
Ее звездный час пробил в середине 60-х, когда она в «Голубом огоньке» спела «Ничего не вижу». Впоследствии многие песни в ее исполнении становились всесоюзными хитами: «Топ-топ, топает малыш», «Прощайте, голуби», «Под Москвой в садах зеленых».
Круглова была замужем пять раз. Первым супругом стал конферансье Сталинградской филармонии Вилен Кирилловский. Однажды руководители «Ленконцерта» каждому из них предложили сотрудничество – по отдельности, не зная, что они супруги. Круглова согласилась на условии, что они оформят и мужа. А Кирилловский с радостью принял предложение – без всяких ультиматумов. Вероника сочла это предательством – рыдая, она собрала вещи и вернулась в Саратов. Сначала Вилен отнесся к ее уходу спокойно, но позже понял, что сделал ошибку, отпустив ее. Он вымолил прощение. Супруги снова съехались, однако залатать раны на сердце Круглова не смогла, и ушла уже окончательно.
На одном из сборных концертов в Ленинграде артистка познакомилась с Иосифом Кобзоном, чье имя гремело по всей стране. Красивого романа не было – Круглова еще не была официально разведена, о мужчинах не думала. Но маэстро оказался настойчивым в ухаживаниях и она сдалась. Возможно, второй брак и принес бы ей долгожданное счастье, но в ее отношения с Кобзоном вмешалась его мама.
«Она все время блюет!»
Ида Кобзон была властной женщиной.
Она для меня — мой Бог, моя религия, моя вера. И с этой верой я не расстанусь до конца своих дней, - вспоминал народный артист.
Ида Исааковна на считала, что какая-то певичка – не самая подходящая партия для ее сына. Она открыто подыскивала ему невесту. Но Кобзон потерял голову от Кругловой и решил жениться на ней во что бы то ни стало. Еще даже не сделав предложение, он рассказывал коллегам о готовящейся свадьбе.
Молодые люди съехались – сняли комнатку в коммуналке на Каретном ряду. Оба колесили по стране с гастролями, их встречи были редкими, - в такте дни они наслаждались каждым мгновением рядом друг с другом. Но, по воспоминаниям певицы, Ида Исааковна так просто сдаваться не собиралась. Она часто оставалась ночевать в гостях молодой пары, ложась между ними на широком диване. Свою беременность Вероника Круглова называла не иначе, как чудом.
Однажды мы поехали в Ялту отдохнуть перед свадьбой. К тому времени я была уже хорошо беременна. Но когда приехали в Крым, нас уже поджидала его мамаша, поразившая всех совершенно безумным поступком: она привезла туда Иосифу какую-то невесту по имени Света. Кобзон негодовал: «Мать, у меня есть жена! У нас будет ребенок! Оставь нас в покое! Никогда на твоей Свете не женюсь!» Но упрямая Ида Исааковна сняла квартиру рядом с нашей гостиницей. И по-прежнему частенько оставалась спать вместе с нами, прямо в гостиничном номере. Мать с сыном общались между собой в моем присутствии так, будто никого рядом вообще не было. Всю жизнь буду помнить дикие слова этой женщины: «Есик, ты посмотри на нее, все время блюет, на лице пятна выступили. Оно тебе надо?»
Тем не менее, свадьба состоялась. На ней гуляло 500 человек – в основном, родственники со стороны жениха. Но сразу после росписи в семье начались скандалы и недопонимания. Кобзон ужасно ревновал жену к популярности:
Мы начали работать вместе, но отработали всего три концерта. Я сказала: «Все! Больше не могу!» Кобзон сознательно не давал мне петь: публика требует меня на сцену, а он позволял исполнять не больше трех песен.
«Я тебя с дерьмом смешаю!»
С мамой Иосифа Кобзона у Кругловой было связано еще одно неприятное воспоминание.
Однажды Еся повез меня в Днепропетровск знакомить со своей родней. Встретилась с его отчимом и старшим братом. Запомнилось, как мы втроем - свекровь, муж и я - стояли на входе их уютного дома и встречали гостей. Мама, кивая на меня, гостеприимно говорила всем: "Проходите, пожалуйста, знакомьтесь, это наша ныкейвочка!" Еська, помню, толкнул ее в бок и строго сказал: "Мать! Ты что!" - в смысле перестань. Настороженно спрашиваю, что означает это слово. Он как-то странно отмахнулся: "Да, это она по-еврейски!" Про себя решаю, что «ныкейва» могло означать в подобной ситуации только одно - невестка. Хотя по лицам входящих было видно, что у них от услышанного чуть ли наступал шок. Приехав в Москву, обратилась к приятелю еврею Грише - стоматологу с просьбой перевести загадочное слово. Тот, как услышал - "ныкейва", сразу начал ругаться: "Ах, она старая, такая-сякая! И Еся промолчал?" Оказалось, это словечко по-русски означает, мягко говоря, - гулящая женщина.
Но все неприятные моменты отходили на задний план - Вероника с наслаждением готовилась к материнству. Но вдруг ее муж с подачи мамы начал настаивать на прерывании беременности.
Господи, какой аборт? Ребенку уже четыре с половиной месяца! – рыдала я. По состоянию здоровья мне делали искусственные роды. Во время них произошла клиническая смерть ребенка. У меня начался сепсис. Моя боль аукнулась Кобзону через многие годы, когда он сам перенес заражение крови... Меня еле спасли.
Для Кругловой смерть ребенка стала точкой невозврата. Скандалы в семье вспыхивали все чаще, обида становилась сильнее. Через два года Вероника ушла от мужа.
Разводились мы очень мерзко. К тому времени у нас была собственная двухкомнатная квартира на Щербаковской улице. Кобзон поначалу страстно возжелал, чтобы я покинула ее и ушла в никуда. Но потом, чтобы не делить квартиру, вынужден был пойти на уступки. «Я куплю тебе самую дешевую, самую дальнюю от центра квартиру», - говорил он с издевкой. И купил, как сейчас помню, за тысячу четыреста рублей однокомнатную квартиру в Медведково. После концерта мне приходилось ехать до последней станции метро, потом еще минут двадцать добираться трамваем! Часто брала такси, на которые уходили почти все мои незначительные заработки. После развода заявки на мои концерты прекратились в одночасье! Выехать на гастроли - пожалуйста, но выступить в Москве стало совершенно невозможным. Динамили администраторы всех мастей и рангов. Слова Кобзона, сказанные при расставании: «Я тебя с дерьмом смешаю! Сама приползешь ко мне на коленях!» - активно претворялись в жизнь. Да, я имела смелость отреагировать на такое хамство спокойно: «Умру, не приползу!»
Простить бывшего мужа Круглова так и не смогла – годы супружеской жизни с ним называла «черными», говорила, что он сильно ее сломал и подавил морально…
Брак без любви
Во время очередных гастролей она сблизилась с Вадимом Мулерманом, исполнителем хитов «трус не играет в хоккей», «Как хорошо быть генералом», «Август». Они были знакомы давно, но в той поездке по-новому взглянули друг на друга.
Вадим без особых раздумий сделал предложение. Я честно ответила: «Как же мы будем жить, ведь я тебя не люблю?» И услышала в ответ: «Моей любви хватит на двоих!» В то время мне было ужасно плохо и одиноко.
В этом браке Вероника наконец-то стала мамой – у нее родилась дочь Ксения. Несмотря на то, что отношения начинались без любви, супруги прожили вместе 20 лет. Прошли через травлю со стороны тогдашнего председателя Гостелерадио СССР товарища Лапина – попасть в его персональные «черные списки» было равносильно завершению карьеры.
Мулермана стали гнобить по национальной графе, меня - как примкнувшую, - рассказывала знаменитость.
Развелись в конце 80-х – из-за измены мужа с подружкой Вероники. Через несколько лет уехавший в США Мулерман прислал Кругловой гостевую визу. Сначала она покинула Советский Союз, потом воссоединиться с родителями разрешили и Ксении. В Америке Вероника Петровна еще дважды выходила замуж – сначала за бывшего судью по баскетболу, уроженца Одессы Игоря Докторовича, потом – за дантиста Виталия Андриянкина. Построить карьеру за океаном у Кругловой не получилось, она занималась хозяйством. Изредка выступала с романсами перед эмигрантами. Бывшая всесоюзная звезда наслаждалась своей тихой и спокойной жизнью. Она скончалась за месяц до своего 84-летия…