Найти тему
Исторические мелочи

О портретах Владимира Мусина-Пушкина и работа над ошибками

В Рыбинском музее-заповеднике хранится несколько портретов декабриста Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина (1798-1854). Два из них привлекли мое внимание интересными деталями и крайне широкой (в первом случае) и вовсе неверной (во втором случае) датировкой, которую вполне можно уточнить. Но прежде, чем перейдем собственно к портретам, приведу данные из Большой русской биографической энциклопедии, касающиеся биографии В.А. Мусина-Пушкина и прежде всего его военной службы в период до декабристского восстания. Именно этот период нам в данном случае будет интересовать. Итак:

«Граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин. Капитан л.-гв. Измайловского полка, адъютант главнокомандующего 1 армией гр. Ф. В. Остен-Сакена.
Отец — действ. тайн. сов., коллекционер и историк, гр. Алексей Ив. Мусин-Пушкин (16.3.1744—1.2.1817), мать — княж. Ек. Алексеевна Волконская (ум. 17.11.1829). Воспитывался в Петербурге в иезуитском пансионе, потом у родителей учителями Пажеского корп., поступил в Пажеский корп. пажом — 13.11.1810, в 1815 "держал экзамен на выпуск", переведен в Бородинский пех. полк — 27.8.1816, в 1816 проходил курс математики в Московском училище для колонновожатых, переведен прапорщиком в л.-гв. Измайловский полк — 29.4.1817, подпоручик — 15.1.1819, поручик — 3. 5.1820, штабс-капитан — 2.4.1822, капитан — 18.3.1824».

Первый интересующий нас сегодня портрет – карандашный, выполнен неизвестным художником и датирован в музее 1800-25 гг.

Мусин-Пушкин изображен здесь в мундире гвардейского адъютанта, то есть офицера, занимающего адъютантскую должность, но числящегося при этом в гвардейской части. Как мы знаем из приведенных выше биографических сведений, в гвардейский Измайловский полк Мусин-Пушкин был зачислен в 1817 г. В декабре 1825 г. арестован, в 1826 г. переведен в армейский Петровский пехотный полк. Следственно, портрет выполнен в период 1817-25 гг. Если бы мы знали точную дату назначения Мусина-Пушкина адъютантом главнокомандующего 1-ой армией генерала от инфантерии Ф. В. Остен-Сакена, мы могли бы еще «сузить» датировку портрета, но, к сожалению, соответствующей информации мне найти не удалось.

Да, в Русском музее в Санкт-Петербурге хранится живописный портрет Мусина Пушкина, видимо, послуживший «источником» для карандашного из Рыбинского музея

Неизвестный художник «Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина»
Неизвестный художник «Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина»

Второй портрет из Рыбинского музея-заповедника – живописный, автор также неизвестен, и датируется этот портрет 1813-14 гг.!

-3

Откуда взялась такая датировка? На чем она основана? Здесь будущий декабрист изображен в мундире Лейб-гвардии Измайловского полка лацканного типа, с белыми выпушками на красных лацканах. Такие лацканы были введены в Лейб-гвардии Преображенском, Семеновском и Измайловском полках в 1817 г. В этом же году, как мы знаем, Мусин-Пушкин поступил в этот полк. И хотя в дальнейшем он состоял адъютантом Остен-Сакена, по идее право на измайловский мундир – того полка, в котором продолжал числиться, он тоже сохранял до перевода из него в армейский пехотный в 1826 г. Соответственно, формально портрет можно датировать также 1817-25 гг. Но, скорее всего, он выполнен все-таки до назначения Мусина-Пушкина адъютантом Остен-Сакена, в период нахождения будущего декабриста непосредственно в полку.

В руке Мусин-Пушкин сжимает древко некоего воинского символа. По отсутствию золотой бахромы по краю полотнища, да и вообще по специфике рисунка на полотнище, хотя и видного лишь отчасти, логично предположить, что это вовсе не знамя, а квартиръерский (квартигерский) значок. Такие значки, не имевшие статуса официального символа части и, соответственно, какого-то сакрального значения, использовались для обозначения мест частей/подразделений при их размещении в лагерях. Видимо, в период службы в Измайловском полку Мусину-Пушкину приходилось исполнять функции квартиръера, то есть офицера, ответственного за размещение своего полка (или батальона) на лагерных стоянках, например, во время маневров. Не зря он все-таки получал «профильное» образование в Московском училище колонновожатых!

К сожалению, вопрос внешнего вида квартиръерских значков в начале XIX в. изучен плохо. Известно, что в 1819 г. были утверждены образцы таких значков для полков гвардейской пехоты, но изображения этих образцов мне неизвестны. В противном случае опять же можно было бы «сузить» датировку портрета – до 1819 г. или после. Но увы.

Вот пример квартиръерского значка – в данном случае не Измайловского полка, а Гвардейского экипажа, и опять-таки неизвестен точный период его применения

-4

Заодно здесь следует исправить ошибку, видимо, допущенную мной в одном уже очень давно опубликованном на данном канале материале. Тогда в персонаже картины «Знаменосец» из Нижнетагильского музея изобразительных искусств мы определили портупей-прапорщика Лейб-гвардии Измайловского полка. При этом в качестве одного из аргументов о принадлежности персонажа к Измайловскому полку я указывал на то обстоятельство, что портретируемый держит в руках предположительно одно из знамен этой части.

-5

Теперь, по зрелом размышлении, я склонен полагать, что и на «нижнетагильском» портрете неизвестный унтер-офицер держит не знамя, а квартиръерский значок. В остальном атрибуция, как представляется, верна – персонаж «по-прежнему» служит в Лейб-гвардии Измайловском полку в 1807-08 гг.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.