Вашему вниманию - моё новое интервью, которое я дал на рубеже нового, 2024-го года своей дражайшей знакомой, продюсеру Анастасии Мурзич. Получилось кратко, как я и люблю, а главное - по делу!
— Паша, с Наступившим! С каким настроением проводил ты старый год?
— Настроение усталое, но удовлетворённое. Многое успел сделать, многое ещё предстоит сделать, но в общем и целом настроение замечательное.
— Много времени и сил в этом году было отдано искусству?
— Много, но, видит Бог, мог отдать гораздо больше. Всё ещё в процессе написания у меня мой фэнтези-роман “Бейкобой, Блуждающий рыцарь”, о котором я уже рассказывал уважаемой публике. Сейчас готовлю новый сборник рассказов, который выйдет уже следующим летом, пишу рассказы для него
— Говорят, что искусство лечит и калечит… Что думаешь об этом?
— Большой вопрос, несмотря на лапидарную формулировку. Искусство - оно искусство, вне рамок и приличий. Другое дело, что в доме повешенного о верёвке не говорят, и подчас настроение, тема художественного произведения может прийтись, что называется, не ко дворцу. Вряд ли плясовая, под которую все бодро танцуют в праздник, вызовет положительные эмоции на похоронах. Всему своё время, место и, самое главное, свой зритель, свой читатель, et cetera.
— Для тебя лично, в творчестве больше разрушения или созидания?
— Искусство, особенно в новом веке - это всегда симбиоз разрушения и созидания. Расслоить, расщепить старое, чтоб на его основе возникло новое. Но заметьте - созидания должно быть всегда больше, чем разрушения. А то получится катастрофа. Искусство, конечно, бессмысленно… но не должно зиждется только на отрицании и деконструкции. Иначе это уже не искусство, не творчество. Мудрое, кстати, слово “творчество”. Творить - вот в чём волшебная сила искусства!
— «Половина творца — это его травмы". Согласен?
— Половина каждого из нас - результат травмы. Мы все состоим из множество некогда повлиявших на нас факторов, точнее, из их последствий. Но не слушайте недоучившихся психологов - не всякую травму стоит прорабатывать. Ведь для куска мрамора прикосновение резца скульптора - это ведь тоже травма. Но не думаю, чтобы Давид Микеланджело переживал по этому поводу.
— Что есть внутренняя свобода для тебя?
— Способность честно поговорить с самим собой. Признать всё то, что требуется, не скрываться за ширмой иллюзий и не боятся самого себя, своих особенностей, своего характера. И, как следствие, не бояться никого, кого бояться не следует!
— "Порой чтобы поднять наверх, надо опуститься на самое дно, и оттолкнуться" — были в твоей жизни моменты, иллюстрирующее это высказывание?
— Бывало и такой, но в душевном плане. Бывало, что и меня терзало отчаяние. Но потом ты как разозлишься на самого себя, как разбежишься, как прыгнешь - и вперёд, встреч солнцу!
— Красота — это про осязаемое или про метафизическое?
— Идеализм мне чужд по большей части, поэтому - про осязаемое. Красота - это прежде всего гармония, и в первую очередь - гармония внешняя. Я не люблю выражение “внутренняя красота”. Не знаю почему: просто по-моему нельзя равнять добрую, чистую, светлую душу с гармоничным и прекрасным телом Софи Лорен.
— Грусть, тревога — двигатель творчества или палка в колесе?
— Всё хорошо в меру. Определённый уровень стресса должен быть непременно. “Человек пишет, потому что мучается” - говорил герой моего любимого “Сталкера”, и это святая правда. Всё моё творчество - исключительно из копоти моей души, уж простите! Как правило, люди не склонные к меланхолии, к тревоге, к некоторому упадничеству, пишут такую несусветную чушь, что диву даёшься… это, конечно, не обо всех, но очень о многих.
— Если бы инопланетяне наблюдали за нами, о чëм бы подумали в первую очередь?
— Зависит от инопланетян. Судя по кинематографу, они не очень дружелюбны (смеётся). Хотя если бы попался мудрец, вроде Клаату из классической картины “День, когда остановилась Земля”, быть может, он бы подумал: “Какая красивая планета!”
— Находясь у края обрыва, ты чувствуешь?..
— Простите, одним словом мне не ответить. Если позволите отвечу стихом, который написал несколько лет назад:
На гибельной круче,
Счастливый бы случай,
Так вечно стоял бы и пел бы о ней.
С хорошим настроем, -
Да даже и с боем! -
Мне было бы легче на круче моей!
Беседовала Анастасия Мурзич
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..