Найти в Дзене
7Дней.ru

12 современных европейских фильмов, которые стоит увидеть, чтобы лучше разбираться в кинематографе

Оглавление

Знаковые работы европейских мэтров, созданные в новом тысячелетии.

   «Великая красота», 2013 кадр из фильма
«Великая красота», 2013 кадр из фильма

Многим кажется, что зарубежное кино — это исключительно Голливуд, но мы с этим категорически не согласны. Немецкий экспрессионизм, французская новая волна, итальянский неореализм — эти и другие европейские течения принесли в киноискусство важнейшие изменения, отзвуки которых проявляются до сих пор. В нашем сегодняшнем материале вспоминаем важные фильмы XXI века, снятые в Старом Свете, которые противопоставляют голливудскому лоску уникальное художественное видение. Хотите лучше разбираться в современном кино? Обязательно ознакомьтесь!

«Танцующая в темноте» (2000)

   «Танцующая в темноте», 2000 кадр из фильма
«Танцующая в темноте», 2000 кадр из фильма

Психологический мюзикл Ларса фон Триера , повествующий о том, как иммигрантка из Чехословакии в исполнении Бьорк спасается от гнетущей американской действительности в своих музыкальных фантазиях. Фон Триер известен тем, что безжалостен к зрителю и одновременно — до крайности сентиментален. На этом удивительном сочетании кино и держится. Как итог — «Золотая ветвь» Каннского кинофестиваля, отдельный приз Бьорк за лучшую женскую роль и номинация на «Оскар» за лучшую песню.

«Еще по одной» (2020)

   «Еще по одной», 2020 кадр из фильма
«Еще по одной», 2020 кадр из фильма

Датский режиссер Томас Винтерберг в юности активно дружил с Ларсом фон Триером и даже был соавтором знаменитого манифеста «Догма 95», но со временем несколько пересмотрел свои взгляды на кино и отказался от радикального подхода. «Еще по одной» — произведение, несмотря на тяжелую тему, очень мягкое и даже вкрадчивое. И смешное. И, как бы иронично это ни звучало, антидогматичное. Абсолютно заслуженный «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

«Жизнь других» (2006)

   «Жизнь других», 2006 кадр из фильма
«Жизнь других», 2006 кадр из фильма

Можно ли сделать жизнеутверждающим фильм о том, как в ГДР агент госбезопасности прослушивает известного драматурга и его девушку, подозреваемых в «сочувствии» к ФРГ? Можно, отвечает режиссер с выдающимся именем Флориан Хенкель фон Доннерсмарк. Концовка «Жизни других» — один из самых светлых моментов европейского кино за всю его историю. Момент триумфа человека над условностями времени. Проняло даже Американскую киноакадемию — в актив Германии отправился «Оскар» за лучший иностранный фильм.

«Мечтатели» (2003)

   «Мечтатели», 2003 кадр из фильма
«Мечтатели», 2003 кадр из фильма

На закате карьеры прославленный итальянский постановщик Бернардо Бертолуччи, обладатель двух «Оскаров» и еще целой россыпи наград, снял свой далеко не лучший, но, вероятно, самый эмоциональный фильм о богемной жизни трех молодых людей в Париже на фоне студенческих волнений 1968 года. Пьянящий романтизм, игривый, но не опускающийся до откровенной пошлости тон, бесконечные отсылки к классике к кинематографа и очаровательные Майкл Питт, Ева Грин и Луи Гаррель в главных ролях — квинтэссенция европейского авторского кино.

«1+1» (2011)

   «1+1», 2011 кадр из фильма
«1+1», 2011 кадр из фильма

Главный эпитет, который напрашивается, когда говоришь об этом французском фильме, — остроумный. Да, может быть, комедийная драма Оливье Накаша и Эрика Толедано все свои смыслы держит на поверхности, но не проникнуться историей о французском аристократе, прикованном к инвалидному креслу, и его простодушном чернокожем помощнике, который помог ему заново начать — и полюбить — жизнь, невозможно. Особенно учитывая, что основан сюжет на вполне реальных событиях. Прекрасное кино о прекрасной дружбе — ни больше ни меньше.

«Залечь на дно в Брюгге» (2008)

   «Залечь на дно в Брюгге», 2008 кадр из фильма
«Залечь на дно в Брюгге», 2008 кадр из фильма

Так уж вышло, что в фильмографии британо-ирландского режиссера Мартина Макдоны нет не то что плохих, но даже посредственных фильмов. «Семь психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Банши Инишерина» — картины отменные, но «Залечь на дно в Брюгге», пожалуй, стоит особняком. История двух киллеров в исполнении Брендана Глисона и Колина Фаррелла получилась такой пронзительной и в то же время такой сказочно завораживающей, что после просмотра возникает лишь два желания: включить фильм заново, а затем — срочно ехать в Брюгге и залечь там на дно.

«Великая красота» (2013)

   «Великая красота», 2013 кадр из фильма
«Великая красота», 2013 кадр из фильма

Опус магнум выдающегося итальянского режиссера Паоло Соррентино. И по совместительству — гениальное современное переосмысление шедевра Федерико Феллини «Сладкая жизнь». В «Великой красоте», по сути, нет сюжета. И, более того, как будто даже нет сценария. Зато есть вечный Рим, окутанный предрассветным туманом, по которому, словно в полусне, бродит в поисках смысла жизни ностальгирующий писатель в исполнении Тони Сервилло. Эстетика в этой картине полностью торжествует над этикой, ощущения — над объяснениями. Все, что остается, — лишь смотреть и не задавать лишних вопросов.

«Ида» (2013)

   «Ида», 2013 кадр из фильма
«Ида», 2013 кадр из фильма

Режиссер Павел Павликовский сумел снять удивительно легкое, почти воздушное кино на душераздирающую тему. В 1962 году в Польше молодая послушница Анна, прежде чем принять монашеский обет, отправляется со своей родственницей Вандой на поиски могилы родителей, убитых нацистами во время Холокоста. И путешествие это окажется для девушки определяющим событием всей жизни. Печальная и лиричная картина, лауреат премии «Оскар». В борьбе за который, кстати, «Ида» обошла отечественного «Левиафана».

«Любовь» (2012)

   «Любовь», 2012 кадр из фильма
«Любовь», 2012 кадр из фильма

Этой картиной великий австрийский режиссер Михаэль Ханеке подвел своеобразный итог своей славной карьеры. Получилась камерная драма, почти все действие которой проходит в обычной парижской квартире, где проводит свои последние дни пожилая пара учителей музыки (Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива). Ханеке балансирует на тонкой грани, но никогда ее не переходит: «Любовь» в меру сентиментальна, в меру жестока и в меру же символична. Главное достоинство ленты — тончайший психологизм в исполнении выдающихся европейских актеров старой школы. Практически мастер-класс.

«4 месяца 3 недели и 2 дня» (2007)

   «4 месяца 3 недели и 2 дня», 2007 кадр из фильма
«4 месяца 3 недели и 2 дня», 2007 кадр из фильма

Если задаться целью выбрать фильм, который будет олицетворять собой все румынское кино, пожалуй, выбор должен пасть на «4 месяца 3 недели и 2 дня» режиссера Кристиана Мунджиу, победителя Каннского кинофестиваля 2007 года. Эта картина предельно реалистична и бескомпромиссна, но в то же время — полна сочувствия к бедам простых людей. На примере девушки, решившейся на нелегальный аборт, нам показывают историю целого поколения, чьи лучшие годы пришлись на период хаоса и смятения. Их страх и боль буквально просачиваются через экран, но остаются пугающе обыденными. И обыденно пугающими.

«Поговори с ней» (2002)

   «Поговори с ней», 2002 кадр из фильма
«Поговори с ней», 2002 кадр из фильма

Разумеется, этот список не мог обойтись без Педро Альмадовара, чей режиссерский талант уступает разве что его же чувству юмора. В «Поговори с ней» мэтр намеренно смягчает цветовую гамму и встает на путь психологического реализма, рассказывая историю двух мужчин, ухаживающими за впавшими в кому возлюбленными. Фантазия Альмадовара бесконечна, арсенал выразительных средств — внушителен, критики — в полном восторге. Лента получила «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.

«Туринская лошадь» (2011)

   «Туринская лошадь», 2011 кадр из фильма
«Туринская лошадь», 2011 кадр из фильма

Вам не нужны скримеры и шныряющие по углам чудища, чтобы снять пробирающий до мозга костей хоррор. Лучше других это понял венгерский режиссер Бела Тарр. Понял — и выдал «Туринскую лошадь», самый невыносимый и страшный фильм о конце света. На экране почти ничего происходит, просто течет сельская жизнь и постепенно сгущается тьма, а фоном звучит угнетающая своим однообразием мелодия. И всего 30 монтажных склеек на 150 минут хронометража. Смотреть это чудовищно тяжело, но еще тяжелее оторваться, а забыть увиденное — невозможно в принципе.