- Лола, привет! Как дела? Какая у вас сейчас погода?
Я здороваюсь с девушкой, которая живёт в Барселоне и учит русский язык в университете. Мне кажется, ей около 22 лет, но выглядит она намного моложе. Лола очень смешливая, если есть повод улыбнуться, она с удовольствием это делает. Её симпатичному, худенькому лицу очень идёт улыбка.
- Они говорят, что на следующей неделе будет между 20 и 25 градусами тепла, - всем лицом Лола показывает удивление. - Это очень странно для зимы. Мы с подругой гуляли вчера по улице и снимали пальто, потому что было очень жарко. Потом мы были с подругой в кафе, мы пили кофе. Потом гуляли, потом в другом кафе мы пили кока-кола.
У Лолы сейчас каникулы, но она работает в языковой школе. Следующий семестр в университете начнётся 12 февраля.
- В языковой школе дети делали тесты. Мне нужно было проверять тесты. Я это делала две недели.
- Ты работаешь в школе как преподаватель, или как помощник?
- Я учу детей. У меня 4 группы. А потом тоже есть 4 индивидуальных урока. Я преподаю английский. Я работаю с октября прошлого года. В группах около 7-10 учеников. Это маленькая частная школа. Школа как квартира, в которой каждая комната - класс. В каждой комнате есть 7-8 учеников. Ученики сейчас только дети. Но я слышала, что, например, когда я буду преподавать немецкий, то это буду взрослые люди.
Лола очень любит изучать языки. Она ещё в юности начала учить немецкий и английский, оба этих языка сейчас знает как носитель.
- Дети в твоей школе учатся с интересом?
- Я думаю, что родители хотят, чтобы дети учились. Но есть, например, очень мотивированные ученики. Им нравятся языки. Но этих учеников - маленькая часть.
- Это нормально для Испании, когда дети, кроме обще-образовательной школы, ходят ещё отдельно к преподавателям изучать языки?
- Когда я была маленькой, я не ходила в языковую школу, но я слышала, что на моём курсе некоторые дети делают английский. И мы думали - это круто! Но потом, когда ты становишься старше, ты понимаешь, что есть дети, которые хорошо изучали английский в обычной школе. И они знают английский лучше. И это не очень важно - в частной или обычной школе они изучали язык. Для родителей это важно, они думают, что должны это делать для своих детей.
- А зачем в Испании нужно знание английского языка?
- Я думаю, если ты подросток, хочешь получишь сертификат для работы, в этом случае родители говорят - учи английский в языковой школе.
Лола замолкает, потому что ищет перевод нового слова. Находит и с радостью его произносит:
- Одержимость! У родителей есть одержимость - мои дети должны говорить по-английски. И также я думаю, что сейчас знание английского языка - это требование, потому что все говорят по-английски. Если ты не говоришь по-английски, может быть тебе тяжелее найти работу. Может быть тебе 18, у тебя есть шанс сделать что-то в жизни. Но у тебя меньше шансов, если ты не говоришь по-английски.
- Лола, ты много времени изучала иностранные языки продолжаешь сейчас изучать русский. Ты уже преподаёшь в языковой школе. Давай представим - кто-то у тебя спрашивает - как нужно правильно учить язык? Какой совет ты дашь?
Совет преподавателя-англичанина о том как изучать иностранный язык
Лола ненадолго задумывается и начинает отвечать.
- Важно ходить на уроки в начале, чтобы узнать базу языка, - говорит Лола серьёзно, но тут же начинает смеяться. - Но если язык сложнее, например, как немецкий или русский, важно продолжать ходить на уроки, потому что есть падежи, глаголы движения.
- Сначала нужно узнать базу языка. Да?
- Да. Но для меня важно - говорить. Если я не делаю прогресс, значит у меня было мало времени для общения по-русски. Если я говорю на русском, я не забываю так быстро.
Лола опять приостанавливается, подбирает слова.
- Когда мы изучаем язык, есть очень долгий процесс, когда ты думаешь, что ты ничего не делаешь, но это неправда. Я видела, как это было со мной. Но это значит, что информация распределяется в мозге, создаются нейронные связи. А потом раз! - Лола щёлкает пальцами и улыбается. - И ты чувствуешь прогресс!
Лола взмахивает руками, на её лице появляется восторг.
- Я очень рада! Сегодня ночью я мечтала по-русски. Это был первый раз, когда это случилось. Это хорошо. Это значит, что мой мозг работает лучше с новым языком.
- Ты спала и видела сон, в котором ты мечтала по-русски?
Лола не сразу понимает, о чём я спрашиваю, потому что в испанском языке есть один глагол для двух понятий: мечтать и видеть сны.
- Есть ещё очень важное, - Лола становится серьёзнее. - Я думаю, что будет очень хорошо - попробовать жить как человек, у которого иностранный язык - родной язык.
- Любопытно! Как это можно организовать?
- Например, вы носитель языка русского, - воодушевляется Лола, - а потом, каждое утро вы можете говорить, писать и думать, например, по-английски. Это значит - создавать среду, где всё на этом языке.
- Слушай, это очень полезный совет!
- Например, утром можно писать дневник по-английски, можно смотреть сериал по-английски. А потом искать друзей или людей он-лайн, с которыми ты можешь говорить. Для меня это самое важное ещё и потому, что это мотивирует. Я говорю себе: - “А, у меня есть русский друг! Я хочу общаться! Мне надо готовиться!”
- Сейчас так много говорят про искусственный интеллект. Почему люди продолжают изучать иностранные языки?
- Я даю пример. Это мужчина. И у этого мужчины есть русская девушка-подруга. Мужчина - англичанин. Он хочет начинать говорить по-русски, может быть родители девушки не говорят по-английски. И как будет это, если он хочет ужинать с ними? Он хочет формировать отношения и реальную связь. И тоже, у каждого человека есть характер, юмор. Он уникальная личность. Когда ты используешь чат GPT, там нет твоей уникальной личности. Когда ты сам говоришь, ты можешь передать твой юмор, твою личность и остальное на другом языке.
Лола смеётся и продолжает:
- И тоже смешно, потому что в каждом языке, ты можешь быть немного другим, но сущность одна.
- Как ты меняешься, когда говоришь на другом языке?
- Это очень смешно! Когда я говорю по-итальянски я очень весёлый человек. Мой парень говорит по-испански как носитель. Он сказал мне, что когда я говорю по-испански я очень уверена в себе. когда я говорю по-немецки я очень милая. Может быть это потому, что я не очень уверена в себе. Я что-то говорю и жду, потому что это не мой родной язык. Я застенчива.
- А твой парень тоже меняется, когда говорит по-испански?
- Мой парень тоже сильно меняется. Когда он говорит по-испански он очень милый. Когда он говорит по-немецки, он серьёзный. Например, когда он говорит по-немецки у него меняется голос, становится более глубоким. Это также проблема, когда ты хочешь иметь хороший акцент и интонацию в немецком языке. По-немецки интонация не меняется, когда это звучит как у носителя.
Лола мне демонстрирует разницу в произношении фраз на разных языках. Выясняется, что по-французски она тоже говорит.
- По-французски очень важна интонация. они ничего не говорят, они думают, но издают звуки: Э, О, - Лола показывает, как французы тянут эти звуки, это, действительно, смешно.
- А носители немецкого языка тоже тянут какие-то звуки?
- Нет. По-немецки, когда они думают, то звуки не издают.
Лола взмахивает рукой и говорит:
- Мой парень сказал, что мы в Испании, когда думаем, делаем -”Ц”, - она демонстрирует мне этот звук и хохочет. - А ещё, например, когда ты что-то не услышала, ты делаешь - “Э?” А по-немецки они говорят “ХЭ?” А я по-немецки говорю “Э”, они потом переспрашивают, - Лола смеётся.
Я рассказываю Лоле, что у нас, если человек часто произносит какие-то слова, которые не несут смысла, они называются - слова-паразиты. И спрашиваю, есть ли в испанском обозначение у таких слов.
- Да. По-испански эти слова называют слова-костыли. В Испании, когда человек часто использует эти слова, я думаю, что это естественно. Но, если ребёнок всегда говорит “Э”, ему говорят родители. И есть эта проблема у тинейджеров. По-русски это “типа”, по-испански “en plan”. Но, когда ты учишь язык, нужно знать эти слова.
Лола опять улыбается, с трудом сдерживая смех.
- Мой русский друг всегда говорит “блин”. Это смешно, потому что это еда.
Я объясняю Лоле, что это слово заменяет какое-то другое ругательное слово. Она понимает, но, улыбаясь, спрашивает:
- Но почему это еда?
- В этом случае, это, конечно, не еда, - я тоже смеюсь вместе с ней.
Сейчас конец января, я вижу из своего окна снег и зиму, а в Испании тёплая, весенняя погода. Я, конечно, изучала географию, но продолжаю удивляться тому, как удивительно и гармонично устроена жизнь на нашей планете.
Вы можете поддержать мой канал, если подпишитесь и нажмёте "нравится" под этим очерком!
--------
Книги о танго | Книга "Ты, Я и Танго" | Книга "Танго-бесконечный сериал" |
---------
#DariaGritova #ДарьяГритова #психология #семья #психология #СовременнаяПроза #ЖенскиеИстории #РассказыОЖизни #ТангоБесконечныйСериал #ТыЯИТанго #Нонфикшн #СтатьиПроТанго #Автофикшн #КнигиОТанго #РусскийКакИностранный #ИностранцыИзучаютРусский #ОниДругие