Меня часто спрашивают: «Кем вы видите своих детей?» Хочется всегда ответить: «Я вижу их счастливыми людьми». Но что такое счастье? Самые стабильно счастливые люди — это блаженные в психушке.
Никаких планов и желаний, никаких страхов, никаких мук поиска себя, сомнений, амбиций. Никакой заботы о хлебе и крове. Таблетки по расписанию и сон без сновидений. Я думаю, моим детям будет однажды страшно. И больно. Они будут ошибаться и сомневаться, будут блуждать в темноте и наступать на грабли. Хочу я этого? Нет. Хочу я чтобы этого не было? Нет!!!
Я хочу, чтобы мои дети выросли самодостаточными людьми. Способными критически осмысливать реальность, жаждущими найти истину и готовыми за нее биться. Я хочу, чтобы они выросли способными отвечать за себя. Чтобы они сами знали, чего хотят, согласна я с этим или нет. Чтобы их никто не вел на поводке. И никто не посмел их учить как они должны прожить свою жизнь.
Мне кажется, это и есть «здоровое» счастье. Тот же академик Асмолов говорит о двух культутрах отношения к личности в обществе. Есть культура полезности. Когда человек, как в совке — винтик в системе. Когда незаменимых нет. И всякий, кто выделяется — враг.
Всякий, кто не хочет быть дрожжевым грибком в этом месиве — лишний. И есть культура достоинства. Когда человек — ценность. Когда его уникальность признается безусловно. Вместе с его выбором, его решениями и желаниями. Это то, что я так люблю в Скандинавии. И то, чему я хотела бы научить своих детей. Чувству собственного достоинства. И как следствие — осознание и уважение достоинства другого.
Но сначала, я должна освоить это чувство сама. Я должна обрести самоценность. Свою систему координат. Свои правила. Свой незыблемый фундамент. Должна научиться уважать и принимать себя. И только тогда я смогу научить этому детей.
И, Бог даст, вырастить их счастливыми людьми. Людьми, способными строить свои собственные миры и менять большой мир к лучшему. Культура достоинства. Думаете ли об этом?