Я думаю, в жизни каждого педагога музыкальной школы, были случаи, когда его ученики, по тем или иным причинам «уходили» к другому педагогу…
Речь идет не о смене инструмента, а… о смене педагога.
Переход к другому педагогу – это большая проблема и для ребенка, и для родителей, и чтобы решиться на такой «шаг», нужны веские причины.
Но хочу сказать, что это не меньшая проблема и для самих педагогов: и для того, от кого ушел ребенок, и для того, к кому ребенок перешел, и вот, именно об этой проблеме я и хочу сегодня поговорить и поделиться, и своим опытом и высказать свое мнение по этому, достаточно «щепетильному», и даже, можно сказать, «болезненному» вопросу.
В моей, более сорокалетней педагогической практике был только один случай, когда ученики ушли от меня к другому педагогу, не закончив, музыкальную школу, и один случай, когда ребенок школу закончил у меня, но до поступления «дальше» еще оставалось два года, но… родители приняли решение «дальше» заниматься «в другом месте»….
Конечно же, просто так ученики от нас не уходят, на то есть обязательно причины, так и в моем случае, но все по порядку…
Причины для перехода бывают разные, с точки зрения и педагога, и родителей…
Это может быть и смена жительства и переход в другую школу, и смена инструмента, и эти причины понятны и разумны, но бывают ситуации совсем другие…
Когда почему-то не получается общение между педагогом и учеником, и в то время, когда у педагога возникает мысль, что с учеником «что-то не так», в это же самое время, у родителей возникает та же самая мысль, «что-то не так с педагогом», а вот что? Что не так?
Чаще всего это две причины: не успешность ученика, или же, наоборот, успешность и претензия родителей на более высокий уровень обучения.
Очень часто, когда речь заходит о переводе ученика к другому педагогу, говорится об этической стороне поведения педагога, к которому ученик переходит.
На самом деле, педагогическая этика предполагает поведение учителя, которое не ущемляет интересы ребенка. И если переход к другому учителю для ребенка – «во благо», значит дело и суть проблемы не в «переходе», а в том, как он осуществляется, хочу привести примеры из собственной практики…
В 1999 году я поступила в Санкт-Петербургский университет на факультет психологии, и, еще не закончив его, будучи студенткой, устроилась на работу на крупное предприятие в качестве помощника директора по персоналу, так как предложили интересную работу плюс высокий заработок.
Работу в музыкальной школе я не бросила, просто перевела ее на вечернее время…
Родители были в панике… Новое непонятное расписание, учеба педагога, работа на предприятии…
Их можно было понять: «Что же будет с детьми, как педагог сумеет все это совместить»?
И вот, однажды, после очередной сессии, я возвращаюсь домой и узнаю, что от меня «ушли», а точнее, перевелись двое учеников, родные брат с сестрой, к разным преподавателям в школу при музыкальном училище…
Я ничего не знала, меня родители не поставили в известность, и даже не позвонили, когда я приехала… Мне об этом сообщила дочь. Эти ученики у меня были переводные, из Воркуты, они ко мне перевелись в четвертый класс и проучились у меня три года…
Все остальные мои ученики, можно сказать «кровные», никто не ушел, и мы все вместе справились с этой нелегкой ситуацией, и как говорится «никто не пострадал, а только все «выиграли».
Мое психологическое дополнительное образование помогало и мне и моим ученикам, и родителям…
Второй случай, когда один из моих учеников решил после окончания музыкальной школы продолжить свое обучение в другом месте, а точнее, вообще за пределами нашей Родины…
Если быть совсем точной, решение было, конечно же, не его, а родителей, хотя мальчику уже было 14 лет…
И вроде бы ничего плохого в том, что ребенок поехал учиться за границу, плохо то, что я об этом их намерении узнала, когда они ужу все решили, меня просто поставили перед фактом…
Это было для меня в первый раз, надеюсь, что и последний…
И детей из Воркуты перевели «за моей спиной»…
Да, это неприятно, но…
Если говорить об этике поведения педагогов, думаю, и родителям стоит помнить, что их поступки тоже должны быть этичными и порядочными, с точки зрения простого человеческого поведения.
Каждый наш поступок, поступок взрослых для наших детей не просто пример, а возможно и очень важный «шаг» в их будущей жизни, и «дай Бог», чтобы он был «Во благо»!
А что вы думаете по этому поводу? Буду рада общению.
Ваша Г. Молькова.