Найти в Дзене
Сам себе психолог

Агрессивных водителей, нарушающих ПДД, учат управлять гневом

Психологи предложили новые способы решения кадрового вопроса на автопредприятиях и снижения ДТП – перевоспитание водителей-нарушителей и составление индивидуального портрета пригодности.

Идея была апробирована в нескольких автопарках и дала хорошие результаты. Правда, это была небольшой эксперимент, необходимый для написания научных работ тех, кто учится или работает в Московском психолого-педагогическом госуниверситете (МГППУ). За основу для своих наблюдений в России психологи брали практику работы с водителями в других странах

Статьи о своих исследованиях авторы объединили в спецвыпуск журнала «Современная зарубежная психология» под названием «Транспортная психология». О результатах они также рассказали в онлайн-проекте «Беседка журнала».

-2

Спецвыпуск про транспортную психологию - третий по счету. Предыдущие печатались в 2017 и 2018 годах, тогда еще не звучали запросы работодателей, как справиться с дефицитом персонала, как контролировать водителей удаленно.

Специалисты оперируют терминами: психологическая интервенция, психологическое вмешательство, потому что речь идет о сильном изменении человека. Конечно же, чтобы улучшения наступили, подопечный, хоть профессиональный водитель, хоть любитель, должен к ним стремиться.

Учат управлять гневом

Доцент кафедры психологии управления МГППУ Татьяна Кочетова проводила исследование совместно с наркологом-психологом Инессой Бединой.

Главное внимание психологи обращали на агрессивный стиль вождения. Вспыльчивым мужчинам предложили занятия по управлению гневом и дополнительные уроки с автоинструктором.

В идеале эти навыки должны прививаться в автошколе, но там рассказывают о ситуации на дороге, где все соблюдают правила. В реальности другой водитель или пешеход могут двигаться не по правилам, и человек за рулем, не готовый к этому, злится и усугубляет ситуацию. Замеры до и после обучения показали, что выпускники стали вести себя на дороге лучше.

-3

Помимо агрессивных, бывают водители-нарушители, которых можно назвать ленивыми и легкомысленными. Это они попадают в ДТП, или же их штрафуют за нарушение ПДД, по классическими причинам: не включили сигнал поворота, проехали на желтый сигнал светофора, проигнорировали дорожную разметку, не пристегнули ремни безопасности, разговаривали по телефону на ходу, неправильно припарковались.

Самые опасные участники дорожного движения – водители в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Если они спровоцировали тяжелое происшествие, их лишают прав. Если страшных аварий не было, есть шансы на перевоспитание.

За рубежом организуются курсы для разнообразных водителей-нарушителей, но даже там очереди на обучение нет. Лучше всего оправдала себя практика выбора наказания: заплатить большой штраф или часть этих денег отдать за обучение.

Практикуют индивидуальный подход

Доцент кафедры психологии труда МГППУ Виктор Ермолаев рассказал о своем сотрудничестве с уральскими автопредприятиями. Водителей, которые ездят в дальние рейсы, сложно найти, долго учить. Компаниям невыгодно, чтобы люди менялись, и с этим запросом они обратились в университет.

Ученые предложили составлять на каждого сотрудника индивидуальный портрет пригодности и разработали мобильное приложение для диагностики внимания и уровня работоспособности водителей. Их тестируют удаленно через определенные промежутки времени.

Люди разные, у каждого свое состояние здоровья и своя биологическая цикличность. Человек может начать смену бодрым и вскорости сильно устать, по разными причинам. Индивидуальные особенности важно знать как ему самому, так и работодателю. Это позволяет правильно чередовать активность с отдыхом, повышает производительность труда и снижает количество нарушений.

-4

По мнению ученых, персональный подход поможет не только работодателям в кадровом вопросе, но и исполнит мечту граждан, которые давно хотят водить машину. Некоторым кандидатам не дают водительские права, потому что они не соответствуют стандартам пригодности. Если их научить управлять своим вниманием, возможно, они и сдадут экзамены на управление автомобилем.

Участники «Беседки журнала» сказали, что Россия законодательно не готова к такой массовой практике, но есть локальные успешные примеры, и опыт можно изучить и использовать так же локально.

Что думаете по поводу перевоспитания нарушителей?

Читайте также

Три истории о том, как игрушки помогают в переосмыслении себя

Почему работать с друзьями лучше за деньги, официально и по договору. Иначе могут не заплатить "по дружбе"

Как жить в неопределенности