Найти в Дзене
Даниловский краевед

Названия наших деревень. Сотский стан

Оглавление

Сотский стан – так назывался древний удел Костромского уезда, располагавшийся на территориях современных Даниловского и Любимского районов Ярославской области. Включал земли, расположенные в нижнем течении реки Соть, от Лунки до села Глазова. Впервые упоминается ещё в середине 15 века как "волость Соть".

Первые упоминания об этой административной единице связаны с хозяйственными вопросами по сёлам Даниловскому и Глазову. По всей видимости и само село Даниловское, прототип нынешнего города Данилова, также изначально числилось в составе Сотской волости.

Утро на Соти. Титово (фото А.Лобанова)
Утро на Соти. Титово (фото А.Лобанова)

Практически все названия деревень Сотского стана имеют антропонимическое происхождение. То есть в их основе имя или прозвище крестьянина-первопоселенца или владельца. Это значит, что сёла и деревни начали формироваться здесь в условиях "черносошного" крестьянского землепользования.

В отличие от владельческих, помещичьих крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло самостоятельно. Подати они платили напрямую князю или митрополиту. Земля составляла, с некоторыми оговорками, собственность черносошного крестьянина; он мог отдавать её в залог и продавать. Поэтому названия деревень как правило выражены словами, отвечающими на вопрос "Чьё селение?". Название фиксировало прежде всего принадлежность конкретному владельцу.

Если пахарь был не в состоянии полноценно обрабатывать надел, то он "отказывал" его обратно князю или в монастырь. Некоторые семьи наоборот крепли и богатели. Со временем из них произошли местные дворянские, помещичьи фамилии.

Многие деревни появились довольно давно, в период с 13 по 15 век. Процесс заселения происходил неравномерно, деревни то густели, то пустели. Первыми сельскими поселенцами на лесных прогалинах Северного Заволжья были вольные пахари, которых зазывали, приглашали, а порой приводили сюда силой в качестве пленников и осаживали на свои земли князья ярославские, костромские и владимирские.

... яз, князь великий, пожаловал ... поставить ... на том лесу и на пустошах дворы, и кого к себе призовет на тот лес и на пустоши жыти людей ... тем его людям не надобна моя, великого князя, дань ни иные которые пошлины...

Но были и коренные жители. В некоторых названиях сёл и деревень Сотского стана обнаруживаются следы дославянских языков племён меря и чуди. Это значит, что здесь ещё сохранялись в речи местных жителей некоторые старые словечки, чудны́е названия лужков и речек, прозвища стариков. Потомки коренных обитателей этих мест, представителей мерянской культуры, к тем временам давно превратились в обычных крестьян-землепашцев.

В центре Сотского стана находится село Качаево.

Качаево

Первое письменное упоминание о селе Качаеве встречается поздно, в начале 17 века, в документах, связанных с земельными переделами, происходившими на Руси по итогам Великой Смуты. К этому времени оно уже фигурирует как давно существующее селение с церковью и погостом. Судя по гораздо более древней истории некоторых соседних деревень, которым посчастливилось попасть на страницы уцелевших грамот, история села не менее протяжённая и восходит как минимум к началу 15 века.

Утро в Качаеве (фото А.Лобанова)
Утро в Качаеве (фото А.Лобанова)

Топоним Кача́ево имеет ещё более древние корни, возможно дославянские. В писцовой книге 1628 года село записано через -о, Кочаево. Такая форма происходит от нехристианского имени Кочай. Слово унаследовано из языка мерян. Если учесть лексикон современных марийцев и эрзян, слово означало «дед, дедушка». Дедово, Дюдьково – таков смысл названия села в современном изложении.

Смену буквы "О" на "А" в названии можно объяснить славянской коррекцией. В результате, язык невольно подогнал основу "кочай" под знакомый глагол "качать". Но документальная фиксация 17 века сохранила для нас первоначальное значение ойконима и следы древней лексики.

Летнево

Деревня Ле́тнево расположилась на левом берегу Соти, напротив Качаева. В середине 20 века через реку можно было перебраться следующим образом. Подойдя к реке нужно было громко позвать: "Эй! Перевоз!". В Летневе на реке держали лодку. Как правило кто-нибудь отзывался на крики, садился в неё и плыл на качаевскую сторону. За перевоз брали небольшую плату, копеек десять.

Слева – Летнево, справа – село Качаево (фото А.Лобанова)
Слева – Летнево, справа – село Качаево (фото А.Лобанова)

Название деревни Летнево происходит от домашнего прозвища Летний. Имени этого в лексиконе крестьян не бывало, но такая характеристика могла использоваться в качестве добавочного семейного прозвища. Так в семье обозначали сына, родившегося летом.

– Чьё хозяйство? – Летнево (летнего)

В этом смысле прозвище являлось сезонным аналогом таких домашних имён, как Назим, Подосён, Зимёнок или Вешняк. В губернии было ещё две других деревни с названием Летнево. Одна в Пошехонье, вторая в Романовском уезде (вблизи села Понгилово). В Летневе насчитывалось 19 дворов, в которых жили крестьянские семьи Мельниковых, Щениковых, Смирновых, Хватовых, Максимовых, Артамоновых, Соколовых, Безбородкиных, Петуховых.

Суховское

Бывшая усадьба Суховско́е располагалась на высоком берегу Соти. В том месте, которое сейчас называется "Ласточкины гнёзда". До революции это была самая роскошная загородная вилла во всей округе. С её балкона открывались чудесные виды на речную долину, ещё свободную в то время от излишней растительности. На реку Соть, блестевшую на изгибах, на белые песчаные пляжи, на левобережные деревни Помесово, Юрьево, Забелино.

-5

В 19 веке в поместье селились начальники Даниловского Земства. Ещё раньше в Суховском обитали небогатые помещики-однодворцы Головковы. Их старый барский дом располагался немного подальше от реки, на горе. Сельцом их пожаловал в 1621 году из своих вотчинных земель патриарх всея Руси Филарет.

... святейший Филарет патриарх царствующего града Москвы и всеа Русии пожаловал есми своего сына боярского Третьяка Данилова сына Головкова церковным домовым Пречистые богородицы и великих чюдотворцов Петра и Олексия и Ионы и своим патриаршим жалованьем в Костромском уезде, в Соцком стану, поместною пустошью Суковским.

Ещё раньше, при Иване Грозном, здесь была обычная деревня под названием Суковое. Суковое – это природное название, связанное с дубами. На этом месте, на холме испокон веку росли реликтовые дубы с мощными раскидистыми сучьями.

-6

Помещикам Головковым название, видимо, не очень нравилось. К 18 веку оно стало сильно ассоциироваться с одним неприличным русским словцом. Сначала они называли своё сельцо, как Суковское, а затем, в 1777 году, воспользовавшись моментом, при образовании Ярославской губернии немного скорректировали название, и в итоге получилось Суховское.

Сафроново

Деревня Сафроново на реке Коньше местными жителями именуется не иначе, как Сопроново. В её основе крестильное имя греческого происхождения Софроний. В деревенской фонетике оно звучит как Сопрон. Деревня впервые упоминается на страницах документов в 1562 году в составе Сотского стана. В деревне было 20 дворов, в которых исстари проживали крестьяне следующих фамилий: Морозовы, Румянцевы, Шульпины, Колосовы, Бедаревы, Кругликовы, Кузнецовы.

Вблизи деревни Сафроново, в русле речки Коньши местными жителями был обнаружен зуб мамонта, который ныне экспонируется в Даниловском краеведческом музее.

-7

Лазарево

Деревня Ла́зарево была кругом окружена большим лесом, располагалась на речке Телганке. Лазарево в старину числилось в вотчине помещиков Полозовых. За рекой стояла другая деревенька – Дмитриково. В деревне до революции было 10 дворов, в ней проживали Селуяновы, Евдокимовы, Васильевы, Смолевы, Юдины. Жители покинули деревню в результате коллективизации, окончательно она опустела в 60-е годы.

В основе названия крестьянское имя Ла́зарь. Это крестильное мужское имя иудейского происхождения. На иврите оно произносится иначе – Эль-Азар (буквально «Бог помог» или, как гласит поговорка, «Бог в помощь»). Лазарь - это греческий вариант этого библейского имени. У него есть другой русский аналог - Елизар, импортированное в русский лексикон из Иудеи. То есть Лазарь взято из греческого языка, а Елизар – напрямую из иврита. Деревни Елизарово и фамилии Елизаровы примерно также распространены, как и Лазарево.

Поповское

Деревня Попо́вское расположено на берегу речки Коньши. Поповское – бывшее село. До конца 18 века здесь находились деревянные церкви Пророка Ильи и святых Фрола и Лавра. Поповское возможно упоминается в знаменитой грамоте 15 века "Тяжба о селище Поповском". Текст этой грамоты цитирует герой художественного фильма "Большая перемена" Нестор Северов в эпизоде "вступительный экзамен в аспирантуру".

Название деревни вполне соответствует её истории. Поповское – поселение попов, священников. Согласно грамоте, название могло произойти от первопоселенца по имени Попко. Таким уменьшительным именем называли сына священника или слугу.

кадр из х/ф "Большая перемена"
кадр из х/ф "Большая перемена"

Баскаково

Деревня Баскаково находится чуть выше Поповского по речке Коньше в красивом, живописном месте. Название деревни унаследовано от костромского боярского рода Баскаковых. Вероятно на раннем этапе поместного землевладения место было выдано митрополитами в кормление служивому человеку из этой фамилии.

В свою очередь фамилия происходит от слова "баскак", что является профессиональным термином эпохи ордынского владычества. Баскак – это сборщик податей, налоговый инспектор на современный лад. Один из предков Баскаковых исполнял такую роль при княжеском дворе.

В Баскакове было 13 дворов. В них проживали крестьянские фамилии Горюшкины, Собранцевы, Виноградовы, Петровы, Смирновы, Хрусталёвы, Дунаевы. Одно время здесь жили дворяне Сурмины, так что в 17 веке Баскаково числилось сельцом.

Деревня Баскаково
Деревня Баскаково

Алёнкино

От деревни Титово налево, мимо скотного двора, к лесу теряется просёлочная дорожка. Она ведёт в деревню Дмитриевское. Раньше там, за леском был свой куст деревень, среди которых две были с необычными названиями – Алёнкино и Керово.

На первый взгляд в основе названия бывшей деревни Алёнкино находится женское имя Алёнка, но анализ старых текстов показывает, что Алёнкой могли звать и парня, крещёного Алексеем или даже Александром. Вообще, был даже такой ярославский князь по прозвищу "Алёнка". Его звали Александр Фёдорович и он служил в начале 16 века полковым воеводой в Московском государстве. От него пошли князья Алёнкины.

К сожалению, никаких документальных сведений, позволяющих установить связь между ярославским княжеским родом и сотской деревней у нас нет.

Керово

Рядом с Алёнкиным за оврагом была ещё такая деревенька из пяти дворов – Ке́рово. Название это сложное и трудное для трактовки. Прозвищная основа "кер" отсутствует в современном русском лексиконе и не встречается в явном виде в словарях народных говоров.

Топоним Керово встречается ещё раз лишь однажды. На далёкой Ветлуге есть перевоз Керово. Единственное слово с которым можно сопоставить название – деревенский глагол "керкать" в значении "кашлять".

Есть косвенные признаки существования в народном говоре прозвища Керша. От него происходят названия угличской деревни Кершево и бывшей в моложском крае усадьбы Кершино. Прозвание Керша можно трактовать в семейно-бытовом аспекте, как детский эпитет "кашлюн". Так же могли звать и первопоселенца деревни Керово. Средневековый дьяк предпочёл записать название деревни в более сжатой форме, отразив более высокий социальный статус её владельца.

-10

Васильцево

Не доезжая до деревни Титово, дорога делает резкий поворот на 90 градусов. Здесь сначала планировался перекрёсток и дорога в Положиново. По левую сторону отсюда был свой куст деревень, от которого нынче практически ничего не осталось. Сейчас здесь нет ни одного дома на многие километры.

Васильцево, первая из них, старинная деревня, упоминается в писцовых книгах 16 века:

"деревня Васильевская, во дворе Иванко Тарасов, во дворе Ондрюша Тимофеев, во дворе Некраско Степанов, во дворе Гаврилко Онтонов, во дворе Окулко Мартынов"

Овинцево

За Васильцевым находилось Овинцево. В основе названия – прозвище Овинец. Крестьянское и скорее всего семейное прозвание. Так могли называть ребёнка в семье в память о месте его рождения. Крестьянки, будучи "на сносях", продолжали работать в поле до самого последнего момента, пока не прихватит. Почувствовав неладное, конечно же они старались ретироваться к дому. Не всегда успевали. Первопоселенца деревни звали Овинец, что значит "родившийся в овине".

В 1562 году о деревне сказано, – "Овинцово, а в ней живет слуга монастырской Василей Игнатьев; а крестьянских во дворе Климко Гридин". У Василья имя указано в полной форме, значит, человек при должности. Это сельский староста. Второй житель деревни Климко. Уменьшительная форма соответствует статусу зависимого крестьянина. Деревня числилась в вотчине Московского Новоспасского монастыря.

Овины на краю деревни
Овины на краю деревни

Паухино

Уникальное название было у деревни Паухино. Деревня находилась за Овинцевым и опустела ещё до революции. При том что в первых исповедных росписях церковного прихода святого Ильи Пророка на Коньше деревня Паухино шла одной из первых в реестре и в ней насчитывалось 13 дворов (18 век).

Фрагмент исповедной росписи прихода святого Ильи Пророка 1792 г.
Фрагмент исповедной росписи прихода святого Ильи Пророка 1792 г.

Жители стали покидать деревню. По данным переписи населения 1897 года в Паухино числилось лишь шесть домовых хозяйств, при этом все жители деревни постоянно проживали по другим адресам.

Слово "пауха" может быть производной от имени Павел (Павха), хотя аналогов, подтверждающих эту версию, не обнаружено. Скорее всего "паух" – древнее слово с мерянскими корнями. Есть похожие финские слова, например, "паухала". Речка с названием Паушма (Кукобой) вполне может иметь тот же корень. Возможно, Паухино – это фонетический вариант антропонима от Павел, возникший в условиях смешанного меряно-славянского лексикона.

Радово

Деревня Радово находится на Любимской стороне. Упоминается в 1562 году под названием Радуево. Такое название произошло от имени Радуй, что является сокращённым вариантом древних старославянских имён Радомир или Радонег. Таким образом Радово одного корня с названием прославленного села Радонеж, но, судя по лексической форме, появилось позже лет на 300.

К 14 — 15 векам, когда появилась деревня, былинные славянские имена уже стали забываться. От них в памяти народа остались только просторечные, упрощённые варианты – дериваты. Например, Вятко от Вячеслав, Ростило от Ростислав, Станило от Станислав и т.д.

Крестьянский дом в деревне Радово. Начало 20 в.
Крестьянский дом в деревне Радово. Начало 20 в.

В большой деревне Радово до революции насчитывалось до 20 дворов. Причём львиную долю всех семейств составляли представители трёх старинных крестьянских фамилий: Субботиных, Финиковых и Солящевых.

Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!

#Качаево #Летнево #Сафроново #Суховское #Лазарево #Поповское #Баскаково #Алёнкино #Керово #Васильцево #Овинцево #Паухино #Соть