Найти тему
Евгений Трифонов

Баку не хочет мира с Армений, и Ереван сближается с Ираном

Несмотря на военную победу Азербайджана, взявшего Нагорный Карабах под полный контроль, Баку отказывается подписывать мирный договор с Ереваном. Более того: отношения между двумя странами обостряются. 23 января министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян сообщил о готовности Армении передать Азербайджану карты минных полей в Карабахе. На что МИД Азербайджана заявил, что «прежде Ереван полностью отрицал существование минных карт», а предоставленные до сих пор «совершенно бесполезны». Премьер-министр Армении Никол Пашинян предложил заключить договор о ненападении – МИД Азербайджана ответил, что заявления армянской стороны не имеют практического значения. В обоих случаях ответы неконкретны, и, в переводе на русский язык звучат примерно так: мы с вами ни о чём не будем договариваться потому, что вы плохие.

ИА Реалист («Бакинский режим готовит войну против Армении», 29.01.2024) пишет: «Никакого мирного урегулирования с нынешним режимом в Баку быть не может в принципе. Алиев не выполнил ни одного ранее подписанного с армянской стороной соглашения. А сейчас он открыто выдвигает захватнические планы в отношении Армении, подчеркивает военный аналитик Михаил Александров… Стоит армянской стороне согласиться хоть на малейшую уступку, Азербайджан тут же выдвигает дополнительные требования. Дошло дело уже до того, что от Армении стали требовать изменить собственную Конституцию. Азербайджану не нравится ссылка на Декларацию независимости Армении, упоминание Геноцида армян в Османской Турции и даже государственная символика Армении в виде горы Арарат на гербе республики».

Баку продолжает настаивать на создании экстерриториального Зангезурского транспортного коридора, призванного связать Азербайджан с Нахичеванью, а через неё – с Турцией. Армения с этим не согласна, считая, что экстерриториальная полоса отрежет юг с городом Мегри от остальной страны. Через него осуществляется торговля Армении с Ираном, которая для Армении крайне важна в условиях транспортной блокады со стороны Турции и Азербайджана. Через Мегри проходит газопровод Иран-Армения; в Мегри запланировано строительство нефтеперерабатывающего завода, который будет перерабатывать иранскую нефть и частично экспортировать бензин в Иран. Там же на реке Аракс начинает строиться Мегринская ГЭС (её тоже строит Иран). Т.е. этот район жизненно важен для Армении, и она не может позволить, что его отделяла трасса, контролируемая Азербайджаном, отношения с которым не лучше, чем были во время военной конфронтации 1990-2020 гг.

Тем более, что власти Азербайджана в последнее время утверждают, что Зангезур – древний азербайджанский город. Поэтому в Армении небезосновательно опасаются, что после строительства коридора юг страны попадёт под азербайджанский контроль.

В Азербайджане говорят о том, что Зангезур - азербайджанский город, но исторические памятники там - армянские.
В Азербайджане говорят о том, что Зангезур - азербайджанский город, но исторические памятники там - армянские.

На фоне охлаждения отношений с Россией и явного бессилия Запада Армения идёт на сближение с Ираном. Ереван посетил советник Верховного лидера Ирана Камаль Харази, заявивший, что Иран не приемлет изменений географических границ в регионе «ни при каких обстоятельствах» (а создание экстерриториального коридора – это изменение границ). Министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базарпаш выразился ещё конкретнее: «На встречах с различными официальными лицами Азербайджана мы заранее заявляли, что не согласны с реализацией проекта Зангезурского коридора».

В качестве альтернативы Зангезурскому коридору Армения предлагает проект «Перекрёсток мира», который превратит юг Армении в зону свободной торговли, которой смогут пользоваться Армения, Азербайджан, Турция и Иран – при сохранении контроля Армении. Иран готов участвовать в этом проекте, а Азербайджан, судя по тому, что Баку на него никак не реагирует – нет. Что заставляет усомниться в том, что, в случае согласия Армении на Зангезурский коридор, Азербайджан на этом остановится, и не будет пытаться брать под контроль территории Армении.

Контроль над городом Мегри на границе с Ираном жизненно важен для Армении
Контроль над городом Мегри на границе с Ираном жизненно важен для Армении

Для Ирана, отягощённого западными санкциями, открытая граница с дружественной Арменией – это своего рода «окно в Европу», или, скорее, чёрный ход. Поэтому Тегеран ведёт переговоры с Баку и Анкарой, добиваясь их отказа от Зангезурского коридора. Другое дело – вмешается ли Иран в вооружённый конфликт, который неизбежен в случае силовых действий Азербайджана на армянской территории.

Конечно, интенсификация отношений Армении с Ираном осложнит её поддержку Западом, но она и так только моральная. К тому же Запад далеко, а Иран - рядом. И надежд на другого союзника у Армении не видно.