Вместо масштабных сцен и парадных портретов — неожиданный взгляд через детали. На кимоно — родовой герб-мон, рукоять меча выглядывает из-за пояса-оби, пальцы перебирают струны сямисэна. Если приглядеться, эти детали многое говорят о героях очередной экранизации романа Джеймса Клавелла «Сегун» — сериала, который выйдет в феврале 2024 года.
Например, у христианина-самурая не только висит на груди наперсный крест, но и его одежда, похоже, сшита из европейской ткани (итальянской, судя по рисунку узора).
Пока мне нравится то, как подают свой проект создатели новой экранизации «Сегуна». И ткани, кажется, выглядят вполне достойно, на эти костюмы приятно смотреть.
Без самурайских шлемов-кабуто вряд ли может обойтись фильм о Японии «эпохи воюющих провинций». Новый «Сегун» — не исключение. На его рекламных постерах появляются два характерных шлема.
Один принадлежит князю-даймё Торанаге. Этот ключевой персонаж — аналог Иэясу Токугава в придуманной писателем Джеймсом Клавеллом альтернативной версии Японии. Что находит отражение и в символике.
На венчающем шлем двурогом украшении-маэдате заметна круглая пластина с изображением родового герба-мон. Похожего на герб рода Токугава в форме трех стилизованных листьев, Мицуба-аой. А тот возник на основе двухлистного футаба-аой. Вам может встретиться распространенное утверждение, что это листья мальвы. Не верьте — это другое растение! С симпатичным названием копытень стебельчатый (лат. Asarum caulescens).
Изначально аой-мон был связан с легендарным кланом Камо и кем только не использовался. Но постепенно от него стали отказываться — например, кланы Мацудайра или Ина. Почему? Опасались авторитета клана Токугава. По сути, Токугава сделали свой родовой мон символом нового сёгуната. И монополизировали использование Мару ни Мицуба-аой, трех листьев копытня в круге. Хотя иногда пользоваться символом разрешали вассалам клана Токугава (Хонда, Икэда).
Шлем Торанаги — хоси-кабуто, очень архаичный и церемониальный по стилю для «эпохи воюющих провинций». В данном случае это скорее атрибут военачальника, а не надежная защита в бою. О чем говорит и его устаревшая конструкция из множества пластин с торчащими заклепками. Собственно, форме острых заклепок-«звезд», хоси, шлем обязан своим названием. Такие пышно украшенные кабуто встречаются в коллекциях музеев Японии, США и других стран. Стоит отметить, что зачастую это не оригинальные средневековые шлемы, а более поздние произведения оружейников эпохи Эдо (1615–1868), сознательно подражавших стилю предков и продолжавших традиции.
А вот второй шлем, судя по всему — обычный боевой дзунари-кабуто. Его украшение-маэдате в форме полумесяца — религиозный символ, важный и для буддистов, и для синтоистов, чтивших божество луны, Цукиёми. Существовали варианты маэдате, соответствующие разным фазам луны.
Подробнее о книге Клавелла и новом сериале я рассказывал здесь:
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM