Найти тему
Формат АА

Оборона в Factorio.

Оглавление

Статья про тонкости игрового процесса в игре Factorio.

В этой статье поговорим о способах защиты и о применении различных вариантов обороны. В первую очередь, статья будет интересна начинающим игрокам, и всем, кто ещё не освоил азы обороны или хочет узнать больше.

-----------------------------------------

Важное замечание! Эта статья была написана для первой версии игры Factorio. Некоторые механики игры, предметы или их свойства могут не совпадать с текущей версией игры.

-----------------------------------------

Вместо вступления.

Если вы видели чудиков, которые строят вокруг базы кольцевые железные дороги и гоняют по ним скоростные поезда, а те размазывают по рельсам бегущих жуков – то вот сегодня мы не об этом. Сегодня мы ab ovo, от самого начала, по шагам о каждом способе защитить себя адекватными игровыми способами. Здесь не будет извращений с поездами. Здесь не будет паукотронов стоящих кольцом вокруг базы. Здесь только чистая оборона без фанатизма. Не будем налегать на цифры и расчёты, только основное и наглядное.

Перегораживаем путь к нашей базе.

Первое, что мы делаем, когда начинаем игру – собираем камень и древесину. Нашей задачей становится постройка каменных печей, буров, установка всего этого на месторождениях, добыча руды, постройка первичной электростанции, первых фабрик по переработке руды. По ходу этого этапа, в рюкзаке игрока накапливается достаточно лишнего камня, что можно использовать в интересах обороны. А ещё каждый игрок, оббежав территорию, уже имеет представление о соседних поселениях жуков и мысленно представляет себе с какого направления к нему могут пожаловать нежеланные «гости».

Каменная печь.

На всех опасных направлениях необходимо поставить заграждения. Где-то есть вода и лес, а между ними узкий проход. Где-то скалы, выступы, камни и прочее. И везде можно поставить барьеры для жуков. Самым первым рукотворным препятствием становится каменная печь. Стоит она совсем дёшево – всего 5 камня. Создаётся быстро в руках, ставится плотными рядами и легко загораживает проходы. Ставить печи можно как стену – вплотную друг к другу, тогда это получается самая первая и самая дешёвая каменная стена. При необходимости из-за такой импровизированной «стены» из каменных печей можно стрелять по жукам.

1. Каменная печь перегораживает проход между скал.
1. Каменная печь перегораживает проход между скал.

Каменная печь перегородила жукам проход между скал на рисунке 1. Красной стрелкой обозначен путь жуков к нашей базе, пунктирной стрелкой показан путь, который они не смогут пройти, так как на их пути стоит печь.

Увидев и услышав сигнал тревоги, игроку достаточно подбежать, расстрелять жуков и починить печь.

Стена.

После непродолжительных научных изысканий игроку становится доступна стена. Это довольно прочное сооружение предназначенное выдерживать мощный натиск жуков первоначального уровня игры. Понятное дело, здесь тратится больше камня, чем на каменную печь, и перед созданием самой стены сначала нужно создать каменные блоки. Но прочность стены того стоит.

2. Стена перегораживает проход между скал.
2. Стена перегораживает проход между скал.

Игроки, знающие толк в обороне, сразу же ставят сборочные автоматы на производство стен и перекрывают стенами все возможные проходы к базе. В большинстве случаев для этого строятся буры на каменном месторождении и оттуда тянутся ленты конвейеров до самой фабрики.

Стена является универсальным заграждением против вражеских полчищ жуков. Применяется во всех схемах для оборонных форпостов, оборонных периметров, отдельно стоящих аванпостов, и для всевозможного огораживания. Стены ремонтируются ремонтными комплектами, быстро разбираются, быстро устанавливаются на позициях. За счёт модульной конструкции позволяют строить как длинные ограждения, так и любые «узорные» заграждения в виде лепестков, крестиков, шахматных точек, пунктирных полос и прочих.

Чаще всего стена используется как фронтальная защита для турелей и пушек, принимая на себя лобовые удары вражеских атак. В дальнейшем именно такой вариант будет рассматриваться в этой статье при описании оборонительных построек.

Мины.

Мины не доступны игроку на начальных этапах игры, и до изучения мин проходит достаточно игрового времени. Но логично рассказать здесь о минах в последовательной связке с другими способами перегораживания проходов.

3. Мины расположены в проходе между скал.
3. Мины расположены в проходе между скал.

Мины видны жукам только в момент установки. После установки мины становятся для жуков невидимы. Они не всегда способны нанести максимальный урон от взрыва, но критический или же значительный ущерб можно ожидать от них с уверенностью.

Мины не являются заграждениями как стены. Они – лишь скрытное средство поражения. Имеют в плюсах возможность свободной расстановки и скрытость от жуков, не реагируют на игрока. А в минусах имеют неизбирательный ущерб, взрываясь при прохождении жуков, не нанося ущерб выборочно более опасному противнику; к тому же, после взрыва мина исчезает оставляя свой «призрак», и её требуется переустанавливать по-новому.

Комбинированное перегораживание путей.

Для большей эффективности перегораживания следует комбинировать стены с минами. Стеной перегораживается проход, а мины устанавливаются за стену на пути следования жуков.

4. Комбинированное перегораживание прохода между скал стенами и минами.
4. Комбинированное перегораживание прохода между скал стенами и минами.

Такой подход даёт сразу два преимущества: 1) проход закрыт 2) жуки мрут не успевая всей толпой навалиться на стену.

Но не стоит забывать, что мины имеют очень странное свойство исчезать после взрыва. Ну нет, чтобы на квантовом уровне собраться в первоначальное состояние, им вот хочется аннигилироваться, оставив после себя лишь призраки:

5. После взрыва от мин остаются лишь «призраки».
5. После взрыва от мин остаются лишь «призраки».

С другой стороны такой подход даже удобен: всегда можно увидеть, где был взрыв, прийти и заменить «призрак» новой миной. А при наличии дронов и нахождении в области покрытия дронстанций можно наладить восстановление мин в автоматическом режиме. Достаточно поставить в удобном месте любой логический сундук позволяющий брать предметы, положить в него мины, и дроны сами разнесут их и поставят на места «призраков». Если мины ставить больше не планируется, то «призраки» можно убрать обычным удалением при помощи выделения (Alt+D).

Вот только не нужно ставить мины так близко к стене как на предыдущих рисунках. Стена повреждается от взрыва. Лучше всего отодвинуть ряд с минами немного поодаль от стены:

6. Мины стоят на удалении от стены и во время взрыва не наносят ей ущерб.
6. Мины стоят на удалении от стены и во время взрыва не наносят ей ущерб.

Активная оборона.

Активная оборона подразумевает контратакующий огонь в сторону нападающих жуков. Простыми словами, игрок устанавливает стреляющую турель на пути атакующих жуков:

7. На пути жуков узких проход за которым их ждёт турель.
7. На пути жуков узких проход за которым их ждёт турель.

Чтобы у начинающих игроков не возникло соблазна поставить в обороне любые турели без защитных стен, такой вариант как на рисунке 7 будет использоваться лишь для наглядности. В остальных случаях в примерах везде будет устанавливаться защитная стена перед турелями. Именно стена удерживает жуков, пока турель ведёт по ним огонь до полного уничтожения.

Пулемётная турель.

В ближайшем научном развитии из активных оборонительных сооружений игроку становится доступна пулемётная турель. Это очень мощное и эффективное средство обороны.

8. Пулемётная турель позади оборонительной стены.
8. Пулемётная турель позади оборонительной стены.

Пулемётная турель заряжается магазинами с патронами различных типов, стреляет в разных направлениях, имеет самый маленький радиус обстрела из всех существующих турелей. Сила поражения может варьироваться в широких пределах в зависимости от научного развития и применяемых патронов. Автономна, не требует электричества. Часто используется игроками для уничтожения гнёзд жуков.

Для этого в ряд ставятся турели, на ходу накидываются патроны. Турели открывают огонь по приближающимся жукам, в то время как игрок может делать волнообразные набеги на гнездо, методично расстреливая или закидывая гранатами улья и червей. На ходу можно перед уже стреляющими турелями поставить новый ряд турелей и накидать в них патроны. Это создаст дополнительное огневое движение вперёд.

Пулемётные турели удобно использовать везде, они универсальны.

Лазерная турель.

Очень сильное оружие часто используемое игроками на поздних уровнях игры это – лазерная турель. Представляет собой электронный прибор накапливающий в собственном аккумуляторе электроэнергию и при появлении врага атакующий его сгенерированным лучом лазера.

9. Лазерная турель позади оборонительной стены.
9. Лазерная турель позади оборонительной стены.

Лазерная турель «захватывает» цель и выжигает направленным лучом. Этот процесс длительный, мощность лазера слаба для быстрого поражения цели. Поэтому лазерные турели используются чаще всего группами из нескольких штук. Несколько лазерных турелей группируют пучок из своих лучей на цели и общей мощностью сжигают жука.

Как уже было сказано выше, недостаток лазерных турелей очевиден: слабая мощность. Жуки успевают пройти весь путь поражения лазером до самой оборонительной стены прежде, чем погибают. Исправляют этот недостаток группируя лазерные турели друг с другом, либо с турелями другого типа. При этом непрерывная стена из двух-трёх рядов лазерных турелей спереди защищённых каменной стеной является почти непреодолимым препятствием для больших орд жуков. «Почти» – потому, что без сопутствующего ремонта и без хороших стеновых укреплений во весь фронт, такая оборона будет уничтожена несколькими волнами атакующих полчищ.

Плюсом является тот факт, что для лазерной турели не требуются боеприпасы, не расходуется железная и другая руда, как для магазинов с патронами у пулемётных турелей.

Лазерные турели используют электричество. В момент атаки турели активно нагружают электрическую сеть, «забирая» большое количество электроэнергии на себя. Очень часто это является роковой проблемой для игроков, у которых слабо развита энергетика. Проседает напряжение в сети, турели не успевают зарядиться, жуки пробивают оборону, а что дальше – не имеет значения, потому что жуки уже на базе, рушат всё, что плохо лежит.

Для случаев с использованием в обороне лазерных турелей игроки предусматривают определённый переизбыток мощности в электрической сети или строят дополнительный контур электричества, не влияющий на работу основной электросети. Либо же устраивают некоторые аккумуляторные сборки с солнечными панелями, которые заряжаются и хранят запас энергии на пиковый случай – при атаке аккумуляторы передадут свою электроэнергию лазерным турелям.

Огнемётная турель.

Самая дальнобойная и самая эффектная это – огнемётная турель. Пускает струи горящей жидкости, поливая огнём толпы врагов. Имеет определённый радиус поражения впереди себя, не крутится вокруг своей оси как пулемётная и лазерная турели. Прямо перед собой имеет «слепую» зону, через которую огненная струя пролетает не нанося урона.

10. Огнемётная турель позади оборонительной стены.
10. Огнемётная турель позади оборонительной стены.

Запитывается огнемётная турель любой из горючих жидкостей. При появлении врагов поджигает жидкость и под давлением выстреливает в жуков. Пока струя долетает, жуки успевают пробежать часть пути не получив повреждений. Струя падает создавая огненные лужи, которые продолжая гореть наносят вторичный урон. Если против одиночных жуков такая турель бесполезна, то против стаи жуков огнемётная турель идеальна. Поджигает начало бегущей толпы и сжигает всех несущихся следом. Кроме того, новые волны жуков набегают на горящие лужи и сразу же получают урон.

Обычно огнемётные турели комбинируют с турелями других типов для защиты «слепых» зон и тыловой стороны от жуков и для огневой поддержки против малочисленных врагов. С другой стороны, огнемётные турели часто комбинируют с турелями других типов чтобы за их счёт увеличить урон по массовым атакующим врагам.

Артиллерийское орудие.

Артиллерийское орудие является в игре дальнобойной системой поражения. Работает как в автоматическом режиме, так и в ручном.

11. Артиллерийское орудие позади оборонительной стены.
11. Артиллерийское орудие позади оборонительной стены.

Артиллерийское орудие не является защитным сооружением для обороны близлежащей территории вокруг периметра. Это орудие направленного действия для зачистки широкой территории вокруг охраняемого периметра от червей и ульев жуков. Заряжается артиллерийскими снарядами. В автоматическом режиме стреляет только по червям и ульям в зоне своего поражения. Автоматически не стреляет по жукам!

Для ручной постановки цели и стрельбы используется пульт управления артиллерией. Один пульт управляет всей артиллерией доступной на текущем участке.

У артиллерийского орудия большой радиус поражения. Будучи заряженным, оно автоматически зачищает территорию в этом радиусе от ульев и червей. Соответственно, разъярённые жуки собираются в огромные полчища и выдвигаются в атаку на стрелявшее орудие. Само себя артиллерийское орудие защищать не может, так как «слепая» зона у него даже больше радиуса поражения самой дальнобойной турели – огнемётной. Поэтому артиллерийские орудия устанавливают либо в комплексе с комбинированной защитой, либо в отдельных форпостах под защитой собственной оборонительной системы из разных турелей и стен. Защита в виде обычной стены как на рисунке 11 – не спасёт при нападении стаи жуков.

Артиллерийский вагон.

Нечто, поистине оригинальное, это объединение грузового вагона с артиллерийским орудием, в результате чего получился артиллерийский вагон. Не сказать, что это оборонительное сооружение, но и не сказать, что это не так.

12. Артиллерийские вагоны в составе поезда.
12. Артиллерийские вагоны в составе поезда.

Продолжая тему артиллерийского орудия нужно рассказать и об артиллерийском вагоне. По сути это одно и то же, но на платформе грузового вагона. Может перемещаться в составе поезда, может стрелять во время остановок, может перевозить внутри снаряды (которыми ведёт огонь), так как частично является грузовым вагоном. На станции, при полной остановке с него можно манипулятором извлекать снаряды, передавать в станционные стационарные артиллерийские орудия. А можно катать этот поезд с артиллерийскими вагонами по нескольким удалённым форпостам, где они будут выполнять роль артиллерийских орудий во время остановки, а затем уезжать на погрузку.

Заряжание.

Заряжание пулемётной турели.

Пулемётная турель, помимо ручной закладки магазинов с патронами, заряжается подачей магазинов с патронами манипулятором. Простейший способ – подача магазинов с патронами по ленте, с которой манипулятор переложит их в турель:

13. Заряжание пулемётной турели с ленты конвейера.
13. Заряжание пулемётной турели с ленты конвейера.

Скорость стрельбы и объём магазинов с патронами позволяют использовать для заряжания обычный жёлтый манипулятор и непрерывный поток магазинов с патронами на жёлтом конвейере. При этом, если вручную в пулемётную турель можно заложить до 200 магазинов с патронами, то в автоматическом режиме манипулятор старается класть не больше 10 штук:

14. По возможности манипулятор заряжает в пулемётную турель не больше 10 магазинов с патронами.
14. По возможности манипулятор заряжает в пулемётную турель не больше 10 магазинов с патронами.

Помимо обычных магазинов с патронами жёлтого цвета, в игре используются магазины с бронебойными патронами красного цвета, и магазины с урановыми патронами зелёного цвета. Понятно, что бронебойные патроны делаются из обычных с добавлением дополнительных материалов. Имеют большую силу поражения. Урановые патроны создаются уже из бронебойных патронов с использованием урана-238 (тёмно-зелёного). Это к вопросу: «куда деть тёмный уран?» Урановые патроны имеют ещё большую силу урона. Прошивают толпы жуков насквозь.

15. Пулемётная турель заряжена различными типами магазинов с патронами.
15. Пулемётная турель заряжена различными типами магазинов с патронами.

Заряжание пулемётной турели может быть только одним типом магазинов с патронами. Нельзя зарядить в одну турель различные магазины с патронами. Но можно подать на пулемётную турель другой боеприпас, и когда используемый будет истрачен, турель позволит загрузить другие магазины, и начнёт использовать их.

При определённых условиях заряжание можно производить из одной пулемётной турели в другую при помощи манипулятора:

16. При помощи манипуляторов одна турель заряжается с конвейера, другая заряжается из неё.
16. При помощи манипуляторов одна турель заряжается с конвейера, другая заряжается из неё.

Этот способ окажется более экономичным, если можно не тянуть лишнюю ленту конвейера и более компактным, если место не позволяет крупную застройку. Первые 10 магазинов с патронами заряжаются манипулятором в ближайшую пулемётную турель, а из неё перекладываются другим манипулятором в соседнюю турель. Затем в первую турель снова загружаются 10 магазинов с патронами. При одновременной стрельбе обеих пулемётных турелей, магазины с патронами будут равномерно загружаться и распределяться на обе турели.

Но такой способ заряжания из турели в турель чреват опасными последствиями в случае повреждений:

17. Одна пулемётная турель была уничтожена и цепочка заряжания прервалась.
17. Одна пулемётная турель была уничтожена и цепочка заряжания прервалась.

Если использовать несколько пулемётных турелей для перекладывания заряженных боеприпасов, то после уничтожения одной турели цепочка прерывается и магазины с патронами перестают поступать в последующую пулемётную турель. Это всегда должно быть во внимании во время расстановки оборонительных сооружений.

Заряжание артиллерийского орудия.

Артиллерийское орудие не отличается по способу заряжания от пулемётной турели. Точно таким же образом артиллерийские снаряды можно заложить вручную или подавать манипулятором.

Таким же образом как и в пулемётных турелях, в артиллерийских орудиях можно передавать по цепочке снаряды из одного в другое:

19. Артиллерийские снаряды передаются манипуляторами из одного орудия в другое.
19. Артиллерийские снаряды передаются манипуляторами из одного орудия в другое.

Подача горючих жидкостей в огнемётную турель.

В отличие от пулемётных турелей и артиллерийских орудий – огнемётная турель использует горючую жидкость. Для работы огнемётных турелей их соединяют трубами, подземными трубами, или состыковывают друг с другом напрямую. Любая горючая жидкость перетекает по трубам, заполняет собственный резервуар огнемётной турели и позволяет ей вести огонь по жукам.

20. Огнемётные турели могут соединяться друг с другом непосредственно, либо через трубы или подземные трубы.
20. Огнемётные турели могут соединяться друг с другом непосредственно, либо через трубы или подземные трубы.

Для нормальной работы всех огнемётных турелей по периметру соединённых трубами, необходимо в этих трубах создать давление. Для этого на входе в жидкостную систему устанавливают помпу, которая под давлением накачивает горючую жидкость. После выстрелов по жукам огнемётная турель набирает из системы горючую жидкость. И, если давление в системе слабое, то накопление горючей жидкости в резервуаре огнемётной турели будет долгим. Это может привести к пропущенной атаке жуков. В то же время, если помпа постоянно под давлением закачивает в трубу горючую жидкость, то и заполнение резервуара огнемётной турели произойдёт мгновенно, без ущерба обороне.

В роли горючей жидкости иногда выступает нефть. Это удобно, если игрок построил периметр обороны вокруг базы и краем зацепил нефтяное месторождение, с которого можно сразу начать добывать нефть прямо в жидкостную систему огнемётных турелей. Или удобно, когда имеется удалённый аванпост с добычей нефти. Аванпост окружён стеной и несколькими турелями, одни из которых – огнемётные. Тогда часть добытой нефти можно выделять для использования в обороне.

Когда игрок развивает нефтяную промышленность, в его распоряжение поступают продукты переработки нефти: мазут, дизельное топливо, попутный газ. Первые две жидкости тоже являются горючими и могут быть использованы для заполнения огнемётных турелей.

21. Коэффициент урона от горения различных жидкостей.
21. Коэффициент урона от горения различных жидкостей.

Важно помнить, что каждая горючая жидкость имеет свой коэффициент урона во время горения в огнемётной турели:

  • Нефть имеет коэффициент 100% урона
  • Мазут имеет коэффициент 105% урона
  • Дизельное топливо имеет коэффициент 110% урона

То есть, при одинаковых равных условиях горящая струя дизельного топлива будет уничтожать жуков лучше, чем горящая струя мазута и, тем более, горящая струя простой нефти.

Изучив процессы переработки нефти смышлёный игрок всегда построит фабрику (или фабрики) по перегону нефти, а затем перегону лишнего мазута в дизельное топливо для заполнения жидкостной системы оборонительных сооружений.

Заградительные построения.

Радиус дальнобойности турелей.

Все турели имеют разный радиус дальнобойности. Почему важно это учитывать разберём далее.

22. Разный радиус дальнобойности у разных турелей.
22. Разный радиус дальнобойности у разных турелей.

С одной стороны, кажется, что чем больше дальнобойность турели, тем лучше. Жуки поражаются издалека и не успевают дойти до защитных сооружений. Но на практике всё совсем иначе. Жуки бегают довольно быстро. С эволюционированием они становятся ещё быстрее и более устойчивы к урону. Любой боеприпас, проходящий далёкий путь при большой дальнобойности турели, неизменно теряет время важное для атаки. Жуки за это самое время успевают покинуть зону поражения приблизившись к защите.

Поэтому дальнобойность турелей следует рассматривать как выгодный показатель при обороне от массовых атак. В таких случаях вся толпа не успевает пройти до защитных сооружений и поражается ещё на подходе.

Удачным решением будет комбинировать турели с большой дальнобойностью с турелями стреляющими прямой наводкой, но имеющими не столь дальнюю дистанцию поражения.

Как это работает: дальнобойная турель наносит массированный урон по дальним дистанциям, уничтожая столпотворение жуков, а расположенные рядом турели с обычным радиусом дальнобойности, но способные вести огонь прямой наводкой, поражают всех жуков проскочивших на близкое расстояние. Даже, если пронырливые жуки ухитрятся добежать до оградительной стены, то всё равно во время разрушения стен будут уничтожены прямым огнём турелей.

Естественно, под дальнобойной турелью подразумевается огнемётная. Турели, бьющие прямой наводкой – это лазерная и пулемётная. Но, если лазерная «захватывает» цель и держит на ней луч до полного уничтожения, не реагируя на других жуков, то пулемётная расстреливает патронами, нанося попутный ущерб другим жукам. Чем выше научное развитие и сильнее боеприпас, тем сильнее прошиваются насквозь жуки, перенося дополнительный урон на остальных.

Поэтому комбинированная защита из огнемётной турели обязательно включает в себя или лазерную турель или пулемётную, а иногда и ту и другую вместе. Помимо этого, не стоит забывать, что огнемётная турель имеет «слепую» зону, в которой не может атаковать, это хорошо видно на рисунке 22. Вот поэтому огнемётные турели, даже при желании, не стоит использовать в одиночку, без защитных турелей. Можно рискнуть расставить мины в «слепой» зоне, но скорее всего, они будут поражены собственным огнём турелей.

По той же причине перед огнемётными турелями не используют не только мины, но и другие сооружения кроме стен. Всё остальное попросту сгорает. Дроны, летящие ремонтировать стены, соответственно попадают под дружественный огонь и сгорают или повреждаются. Это надо учитывать при построении заградительных укреплений.

Лазерная турель также может считаться дальнобойной при комбинировании с пулемётной. Тогда в роли основной поражающей огневой точки будет выступать пулемётная турель, а лазерная будет захватывать жуков ещё на подходе и «вести» своим лучом до полного сжигания или поражения пулемётным огнём. Преимуществами такой схемы могут стать:

  • Отсутствие нужды в подаче горючей жидкости
  • Возможность установки мин перед полосой поражения турельным огнём
  • Возможность установки различных предметов в зоне поражения, в том числе скоростных конвейеров (о них будет далее)
  • Возможность сократить расход электроэнергии для питания лазерных турелей, заменив часть из них пулемётными.

Но и не стоит забывать, что помимо электричества, которое в любом случае необходимо тянуть вдоль охраняемого периметра, нужно будет подавать боеприпасы в пулемётные турели. Так что, не особо это меняет логистическую инфраструктуру по отношению к огнемётным турелям.

И самое часто используемое сочетание: артиллерийские орудия встроенные в оборонительный периметр или защиту форпоста, окружённые комбинированной защитой из турелей. Артиллерия вызывает на себя полчища жуков после дальнобойной зачистки их ульев и соседствующих червей. В прямом смысле – артиллерийские орудия нуждаются в очень надёжной защите.

23. Пример построения комбинированной обороны с одним рядом стены (без заградительных сооружений).
23. Пример построения комбинированной обороны с одним рядом стены (без заградительных сооружений).

На рисунке 23 показана вариация использования различных комбинаций турелей в сочетании с артиллерийскими орудиями. Первая линия огня – пулемётные турели, между них дальнобойные огнемётные, а уже за ними лазерные турели. Лазерные турели выступают в роли защиты огнемётных турелей. И уже позади располагается артиллерия, которая больше всех нуждается в этой активной обороне.

По фронту установлен один ряд стены для показательного примера. В действительности здесь будет более продуктивно работающая заградительная схема, которую каждый игрок использует по своему вкусу и усмотрению.

Заградительные сооружения в обороне.

В начале статьи уже упоминались каменные печи, которые дёшевы и быстры в производстве. Они прекрасно выполняют роль заграждений на всех начальных уровнях игры, и даже довольно хорошо справляются с защитой от более серьёзных атак, если за печами стоит активная оборона из турелей. Но всему приходит своё время, и каменные печи вытесняются более продвинутыми сооружениями – стенами. Стена имеет более плотное расположение при большей прочности. То есть, печь занимает четыре клетки и имеет всего 200 здоровья, а стена занимает одну клетку имея 350 здоровья. Если на четыре клетки поставить четыре стены, то заняв площадь каменной печи получаем намного более прочное сооружение.

В силу своего компактного размера (всего 1 клетка) стена может быть установлена в очень сложных схемах заграждений. Основной вариант установки стены – в длинный ряд вдоль всего фронта оборонительных турелей. Но жуки после эволюционирования становятся сильнее и проворнее, поэтому могут добегать до стены даже под непрерывным огнём турелей и атаковать. Тонкие стены ломаются, иногда и рушатся полностью. Тогда приходит на ум широкая стена из большого количества рядов, через которые будут стрелять турели:

24. Широкая стена из множества рядов.
24. Широкая стена из множества рядов.

Но «дорого – богато» не означает «хорошо». Толстенные стены требуют хорошую развитую экономику, большое количество камня и крупные производства стен. Поэтому уже давно были придуманы хитрые способы построить такую же стену, но установив блоков стены в два раза меньше. Это постройка стены в шахматном порядке:

25. Широкая стена построенная в шахматном порядке.
25. Широкая стена построенная в шахматном порядке.

Такая стена будет разрушаться быстрее чем сплошная из-за пустот, но по сути она всё равно является широкой. Заодно экономится половина блоков стены, которые могут быть установлены на других направлениях обороны.

Стоит ли говорить, что жуки не смогут пройти через вышеописанные варианты широких заграждений? А каково поведение любой сколь-нибудь разумной сущности, когда она должна пройти, но не может? Конечно, жуки начнут разрушать. Первые ряды стены всегда будут разрушены или полностью или частично. Для этого потребуется держать у стен немаленькие отряды дежурных дронов с ремонтными комплектами. Можно ли избежать разрушения стен или хотя бы снизить их количество? Можно.

Опытные игроки используют стены-лабиринты. Это различные стеновые элементы образующие коридоры или узкие проходы вместо плотных рядов стен. Жуки получают возможность продвигаться к основной обороне сквозь заграждения, поэтому не предпринимают попыток разрушать их. Но сами, путаясь и разбредаясь по узким проходам между стен, уничтожаются турелями.

26. Вариант широкой стены из «крестиков».
26. Вариант широкой стены из «крестиков».

Стены возводят из коротких полос с промежутками в одну клетку, из разнообразных «звёздочек», «точек», и, например, как на рисунке 26 из «крестиков». Схема на рисунке позволяет жукам думать, что путь для них открыт, а стены – это препятствия, которые можно обойти. Пока толпа жуков забегает в такой лабиринт и пытается найти дорогу дальше – огневая мощь обороны отрабатывает по жукам до полного уничтожения. Красные стрелки на рисунке показывают, как должен бежать жук, и как он видит свой путь. По факту жук начинает тупить утыкаясь очаровательной мордашкой в любую стену напротив себя. Не понимая, где тут надпись «Выход», жук кружится, в надежде куда-то прийти. Удобно для нас. Неудобно для жуков.

Опять-таки, если всё продумано до мелочей, если оборона построена правильно, рассчитан путь подхода жуков, дальность плевка жука-плеваки, дальность выстрела турелей, то жуки должны лечь на подходах к стене и в первых рядах лабиринта. До середины добегут не все. А вот если расчёт был неверный, огневая мощь оборонительных турелей слабее требуемой, ширина стены больше или меньше необходимой – жуки будут доплёвывать до самих турелей, а на подходах будут разрушать первый ряд стен.

Заградительные сооружения нестандартного типа.

Кто-нибудь обязательно видел как между блоков со стенами некоторые игроки ставят скоростные конвейеры чтобы «увозить» жуков в сторону сбивая с пути. И этот вариант тоже действенный. Можно расставить ленты скоростных конвейеров «змейкой» вокруг стен, между «крестиков», полосами туда или полосами сюда. Суть не важна – главное, чтобы там, где между стен проходы – стояли быстрые беговые дорожки. И тогда все жуки будут придерживаться здорового образа жизни, начнут бегать с ускорением, и всё такое.

Для примера рассмотрим две самые простейшие примитивные схемы построения заграждений из быстрых синих конвейеров.

27. Конвейеры расположены движением от стены.
27. Конвейеры расположены движением от стены.

Если расположить конвейеры полосами от стены, то набегающая толпа жуков будет «отъезжать» от стены под огнём стреляющих турелей. Очень изящное зрелище. Особенно изящно пытаются бежать против движения быстрые зелёные жуки.

28. Конвейеры расположены встречными потоками для имитации движения жуков «змейкой».
28. Конвейеры расположены встречными потоками для имитации движения жуков «змейкой».

Большей путаницы среди бегущих жуков вызывает расположение конвейеров встречными потоками друг к другу, рисунок 28. Это не мешает им бежать к стене, но цель атаки всё время уходит из правильного направления, так как жуков сначала несёт потоком в одну сторону, а затем резко в противоположную, и так несколько раз. Пока жуки сбиваются с толку – они становятся очень лёгкими мишенями для турелей. Возле самой стены стоит ряд конвейеров направленных от стены. С применением этой схемы зрелище становится более забавным, чем в предыдущей. Жуки красиво вальсируют по направлению к стене, пока не ложатся.

Плюсы в этом заканчиваются. Далее у таких схем начинается много минусов.

Очевидный минусвысокая дороговизна схемы. Большое количество рядов синих скоростных конвейеров требуют не просто много железной руды и нефти, а целую инфраструктуру и заводы по переплавке, перегонке, переработке и сборке. И это не только на постройку, но и на постоянный ремонт и замену уничтоженных конвейеров. «Съехав» с такого конвейера обратно на грунт разъярённые жуки-плеваки пытаются уничтожить его во что бы то ни стало.

Ещё жирный минус – эту схему заграждения нельзя использовать с огнемётными турелями. В отличие от стен, конвейеры сгорают от дружественного огня.

Логистика в работе обороны.

Выше уже упоминались дроны. И они действительно часто используются для устройства хорошей обороны. Но не только они одни. В обороне также применяются логистические сундуки, например, запроса для боеприпасов или ремонтных комплектов. С помощью синих сундуков запроса можно устраивать отдельные огневые точки:

29. Пулемётная турель получает боеприпасы приносимые дронами в сундук запроса.
29. Пулемётная турель получает боеприпасы приносимые дронами в сундук запроса.

Это неплохо для слишком удалённых районов, в которых достаточно перекрывать узкий проход, а инфраструктуру строить нет необходимости. Сундук запроса всегда будет иметь пополняемый запас боекомплекта, а дроны будут курсировать между ним и базой.

Такой же принцип может быть и у огнемётной турели, если необходимо задействовать логистическую сеть, но не протягивать длинный трубопровод. Устанавливается сборочный автомат для слива горючей жидкости из бочек. К нему подключается напрямую или через трубу огнемётная турель. Возле сборочного автомата ставятся два сундука: сундук запроса для доставки бочек с горючей жидкостью и сундук активного снабжения для возврата опустошённых бочек:

30. Снабжение огнемётной турели дронами через логистические сундуки.
30. Снабжение огнемётной турели дронами через логистические сундуки.

Самый частый запрос в синих логистических сундуках запроса – ремонтные комплекты. После крупной бойни у стен, могут дополнительно понадобиться новые узлы нашей обороны: мины, стены, и прочее повреждённое оборудование. А ещё боеприпасы.

31. Мины взорваны, требуется установить новые на место «призраков», стены и турели требуют ремонта.
31. Мины взорваны, требуется установить новые на место «призраков», стены и турели требуют ремонта.

В синие сундуки запроса будут доставлены новые мины, стены, пулемётные турели, магазины с патронами, ремонтные комплекты. Дроны возьмут мины, установят их на места «призраков» после предыдущих взрывов. Починят сломанные стены и пулемётные турели, а если есть полное разрушение – заменят новыми.

Лазерная турель как элемент автономной обороны.

В большинстве случаев жуки уничтожают радары как первостепенные цели. В военном смысле это объяснимо: игрок теряет обзор территории, не видит приближающихся врагов. А игрок, исходя из военной мудрости, возле радаров зачастую ставит защиту.

32. Лазерные турели выступают в роли охранного периметра в автономной от электричества радарной точке.
32. Лазерные турели выступают в роли охранного периметра в автономной от электричества радарной точке.

Достигнув научного развития, игрок может не просто создавать солнечные панели, аккумуляторы, лазерные турели, но и использовать их в связке для придания автономности. Как пример – на радарных точках вместо линий электропередач иногда используют автономное обеспечение электричеством. Сюда же можно поставить в качестве охранного периметра лазерные турели. А чтобы электричества хватало на все устройства одновременно – нужно увеличить количество солнечных панелей. Тогда дневного света хватит на заряд аккумулятора плюс питание радара плюс питание лазерных турелей. Ночью аккумулятор будет разряжаться поддерживая работу радара и дежурный режим турелей. Если установить много лазерных турелей, то придётся добавить ещё один аккумулятор, а то и больше. К тому же сразу нужно размещать ещё больше солнечных панелей.

Почему лазерные турели в автономном режиме удобнее пулемётных турелей? Всё банально и просто: если это удалённая точка, не имеющая подключения к центральной энергосети, то и дроны сюда не летают, а носить магазины с патронами вручную – не каждому понравится. Лазерные турели же, работают на автономном электричестве, в боеприпасах не нуждаются. Можно также расщедриться и поставить больше аккумуляторов и солнечных панелей, а за счёт этого влепить где-то посерединке дронстанцию с дронами и ремонтными комплектами. Тогда этот автономный аванпост простоит ещё дольше без участия игрока.

Вместо заключения.

Нет ничего приятнее, чем смотреть как едет руда по конвейеру, летают поезда между станциями и дохнут жуки, пачками ложась возле продвинутой обороны.

Схемы.

Статья не содержит конкретных схем, так как подразумевается внимательное прочтение и личная изобретательность каждого читающего. Домашним заданием предлагаю пройтись по своим картам и проверить насколько хороша оборона у каждого из вас, и по возможности провести модернизацию.

Схемы из всех статей можно скачать в текстовых файлах в моём канале Telegram.

-----------------------------------------

Прямая ссылка на канал Telegram: https://t.me/format_aa

-----------------------------------------

Подпишись на канал и узнавай больше +

#Формат_АА
#Factorio
#схемы
#оборона
#защита
#турель
#лазер
#пулемёт
#огнемёт
#артиллерия
#орудие
#стена
#печь
#патроны
#снаряды