Мигранты не выход: не пойми кого за баранку нового автобуса не посадишь. И пульт управления трамваем не доверишь.
В январе челябинцы столкнулись с давно невиданными давками в общественном транспорте.
Будто и не было массовых поставок в город новеньких автобусов — от самых больших, сочлененных "гармошкой", до машин средней вместимости, которые, которые, например, связывают Металлургический район и ТРК "Родник" по маршруту 10К.
Журналисты портала 74.ru спросили у руководства ОГКУ "Организатора перевозок Челябинской области", чего не хватает для стабильной работы общественного транспорта. Оказалось — не "чего", а "кого". Руководитель организации Никита Тюрин заявил:
Транспортным предприятиям в Челябинской агломерации не хватает более 450 водителей. О наших вакансиях рассказывают ищущим работу в Службе занятости, мы размещаем информацию в социальных сетях, распространяем листовки; идут голосовые сообщения в салонах общественного транспорта. Но пока победить дефицит персонала не удается.
Чтобы выдержать тяжелейший график, нужно быть роботом! Может, потому и нет желающих крутить баранку? В октябре 2023 года отважный водитель одного из челябинских маршрутов рассказал о сложнейших условиях, в которых приходится работать, чтобы зарплата была выше гарантированного трудовым договором минимума:
На работу пошёл в 5 утра. Вернусь в 14-15 часов. Встаю в 3 ночи. До смены час надо отдать на подготовку: медик, два раза диспетчер, механик. Потом только осматриваю автобус, готовлю его к выходу. Хоть холод, хоть дождь — надо проверить все агрегаты, колёса, масла. Также и вечером. А если сменщику передавать автобус, то придётся задержаться на час-полтора.
Сергей говорит, что обычно работает два через два. За 164 часа в месяц получает около 30 тыс. руб. Но если дико перерабатывать, без кондуктора, со сложным маршрутом и так далее — можно заработать 70 тысяч рублей.
Выходят на три смены через одну и даже четыре, пять, шесть через одну. Но, правда, потом умирают. Довольно много у нас в прошлом году было смертельных случаев: инсультов, инфарктов. На красный свет проезжают — от страшного недосыпа,
— рассказал водитель.
11 января, в разгар транспортного коллапса в Челябинске, МУП "Служба организации движения" города пересмотрела политику финансовой мотивации сотрудников.
— С января 2024 года увеличен размер тарифной ставки водителям автобусов на 20% и кондукторам на 4%. Новая выплата предусмотрена за непрерывный стаж в размере 3-10% от тарифной ставки в зависимости от продолжительности работы, — сообщили на предприятии.
Есть и прибавка за питание — 10 рублей за один отработанный час смены. Также для сотрудников работает медицинский кабинет, столовая и психолог. Летом планируется заезд на базу отдыха семьями.
Все прежние выплаты и льготы продолжают действовать в полном объеме: надбавки, доп. отпуск, досрочный выход на пенсию. График работы для водителей составляется индивидуально.
— Работа части маршрутов начинается с конечных остановок разных районов города, что позволяет водителям максимально отдохнуть между сменами, сократив "нулевые" пробеги, — заявили в МУП "Служба организации движения".
Сотрудникам "ЧелябГЭТ" тоже с 1 января повышают зарплату. На сайте предприятия сообщается:
Повышаем часовые тарифные ставки на 10% как штатным сотрудникам, так и подработчикам. Повышение в этом году не последнее — 1 апреля на предприятии произойдет ежегодная индексация.