Мы уже как-то привыкли к тому, что чайник может быть не только предметом утвари, предназначенным для заваривания чая, но и художественным объектом. Причем художественность чайников бывает очень разной. Бывает совершенно естественной — когда чайник прекрасен и его красота не вредит функциональности. А бывает и противоестественной, когда чайник просто делают красивым в представлении того, кто это делает — ни мало не заботясь об органической функциональности получившейся штукенции. Чтобы посмотреть, как это все выглядит, достаточно устроить поиск по картинкам по фразе artistic teapot. Там, в поисковой выдаче, будет много причудливых перверсий. Но мы к ним, повторюсь, уж как-то привыкли. И после чайника в форме головы Гитлера уже не особо всяким чайниковым извратам удивляемся.
Не особо удивляет подготовленных людей и переосмысление европейских чайных чашек — тех, которые с ручками. Чашки, по которым ползают ненастоящие лягушки, чашки в форме цветов и все такое прочее причудливое можно найти во многих посудно-сувенирных магазинах.
Но, оказывается, что художники-перверсионисты добрались и до другой чайной утвари. В Японии, например, творит керамист Такуро Кувата (Takuro Kuwata). Который занят художественным переосмыслением чаванов, традиционных японских чаш для чая. Непереосмысленной у этого керамиста остается только условная форма чаш. Со всем остальным — с размером, материалами, декором, окружением, расцветкой — он экспериментирует по полной программе.
У него есть чаши, сделанные так, как будто изначально металлическую посудину расперло изнутри вспенившейся глиной. Есть чаши желтые в крапинку и с морковками сбоку. Есть большие розовые чаши-шары с кракозябами на стенках, которые он ставит в лесу. Есть немного пугающие чаши кислотных цветов с металлическими вставками, которые стоят в городах в качестве малых архитектурных форм. Возможно, у него даже есть чайные чаши, из которых можно пить чай — но в этом я уже не уверен, для такого непотребства нужно быть отбитым на всю голову. Короче говоря, зайдите под ссылку, посмотрите картинки.
Замечу также, что японская чайная культура и культуры ей сопутствующие (керамическая, например) вообще поставили на поток превращение противоестественного в естественное. Те японское чайные чаши, которые сейчас считаются классикой и эталонами стиля, тоже сложно назвать естественными. Не говоря уже о классической японской чайной церемонии. Но ничего, все привыкли. Так что может и к чашам Такуро Каваты привыкнут.
Ну а если посмотреть на вопрос поширше и к людям быть помягше, то высокое мастерство очень часто как раз и состоит в том, чтобы сделать противоестественное естественным. Никому в здравом уме не придет в голову считать естественными движения танцующих людей. Они изначально противоестественны, в этом смысл танца. Но посмотришь, бывало, на коленца, которые выделывает Свен Оттен, или тот черно-белый ролик, где пара танцует под Tango in Harlem — и даже мысли о противоестественности не возникает.
Потому что мастера.