Найти тему

Звонить или не звонить кандидату? Подушним на эту тему

Оглавление

Свое мнение на этот почти философский вопрос 21 века раскроет Senior IT-рекрутер Hi, Rockits! Василина Бригадиренко.

Мало какая тема может быть в наше время холиварнее, чем тема о целесообразности такого этапа взаимодействия между рекрутером и кандидатом как “телефонное интервью”.

Пару лет назад, когда я только приходила в Hi, Rockits!, телефонное интервью воспринималось как само собой разумеющийся этап и метрики по их количествам (а это более 120 в месяц) отслеживались на постоянной основе.

Сейчас мне сложно себе представить, что я звоню каждому кандидату, оставившему свой номер телефона в открытом доступе, не попытавшись выйти с ним на контакт через другие источники.

Почему? Это я обленилась или изменились “правила игры” на рынке?

Учитывая, что меня до сих пор не уволили за неэффективность, я склонна придерживаться второго варианта, хотя и не готова заявить, что такой формат первичного скрининга изжил себя.

Да, с полезностью телефонного интервью поспорить сложно. Благодаря 5-10 минутному звонку по телефону можно оперативно оценить потенциальное соответствие кандидата ключевым требованиям вакансии, касающимся:

  • опыта работы во временном и “боевом” эквиваленте,
  • технологического стека,
  • мотивации к смене места работы,
  • зарплатных ожиданий,
  • паттернов поведения в коллективе,
  • локации проживания,

.… и далее почти бесконечный список вплоть до “комфортного часового пояса”

И уже на основании предварительной оценки принять решение, стоит ли дальше двигаться с кандидатом.

Немаловажно отметить, что в переписке, как бы дружелюбно не складывался диалог, не распознать оттенки отношения к тому или иному вопросу, которые мы слышим в голосе собеседника.

Это касается и сомнений по ряду вопросов (деньги, сфера компании, задачи из разряда “раскопать монолит”), и того, как вы сами презентуете компанию Клиента, а еще сколько “жизни” вкладываете в позицию.

В разговоре эти аспекты вы затрагиваете нативно, и это еще один плюс телефонного интервью.

С другой стороны, как человек, любящий на все, что возможно, посмотреть с другой стороны, я продолжаю задаваться вопросом: "Можно ли те же аспекты опыта осветить уже на интервью в Зуме?"

Конечно!

Но если вы ответственный рекрутер, ваша подготовка к полноценному интервью проходит тщательнее, чем к ТИ. Вы как минимум готовите как более персональные вопросы по белым пятнам резюме, так и технические, основываясь на описанном опыте.

Это занимает время, и давайте признаемся честно – жаль его терять, если осознание, что кандидат "не ваш" твердо пришло уже на 3 минуте личного общения.

Так же и кандидат рискует зря потратить слот в календаре и время, потраченное на изучение компании, чью вакансию ему предлагают (мне бы хотелось верить, что так делают все).

Но такой расклад дел был всегда, разве нет? Тогда что же изменилось?

Во-первых, ускорился темп работы it-компаний в гонке за лидерством в своей сфере. Пропорционально с ним выросла и рабочая загруженность, следовательно, it-специалисту стало сложнее отвлекаться на несколько входящих с неизвестного номера, чтобы послушать о предложениях рынка, а у рекрутера возрастает шанс нарваться на вежливое (или не очень) “извините, вы невовремя”.

-2

Во-вторых, не секрет, что появляются новые способы найти контакты кандидата по смежным известным данным, а значит, все чаще можно без предупреждения позвонить кандидату, который не считает телефон приоритетным способом связи.

В третьих, профессия рекрутера популяризируется с каждым днем, компании выделяют в своей структуре новое hr-подразделение, а значит, стало и больше рекрутерских действий в сторону кандидатов.

В четвертых, Telegram, как мессенджер для работы, в некотором смысле заместил телефонный звонок. Все чаще кандидаты сами пишут в личные сообщения и с удовольствием готовы ответить на несколько уточняющих вопросов письменно, причем довольно развернуто, что становится базой для обсуждения на полноценном интервью.

Но тема статьи не была бы так актуальна, не будь свежих кейсов, ставящих под сомнение описанные выше доводы.

Например, у моей коллеги Юлии Товкань есть пример успешно закрытой вакансии “Тестировщик кассового оборудования” в рамках трех показанных резюме Клиенту. Рабочий ТГ был под ограничениями, и потребовалось обзванивать кандидатов, не дожидаясь их ответа. Итог: звонок => личное интервью => техническая встреча => оффер в рамках 1 недели.

А как к телефонным интервью относятся сами IT-специалисты?

-3

Мнения самих кандидатов о целесообразности и приемлемости первичного звонка без предупреждения разнятся, но они единогласны в одном: оставленный номер телефона в открытых источниках = оффер на звонок и зелёный свет для рекрутеров.

Далее мнения и "границы допустимого" на телефонном интервью варьируются.

Одни готовы поделиться прошлым и текущим опытом, зарплатными ожиданиями и что может на них повлиять, а еще мотивацией к смене работы и офферах на руках.

Другие категорически не согласны рассказывать незнакомому человеку больше актуального стека и минимального уровня зарплаты, остальное - при личном контакте.

Находятся и те, кто считает, что если телефон не был указан в резюме, а предложение поступило именно по нему, то это red flag к общению, независимо от интересности вакансии.

Так что делать: звонить или не звонить?

На мой взгляд, ничего сверхъестественного в телефонном интервью нет, но и панацеей его назвать нельзя.

Звонить кандидатам можно и нужно, но придерживаясь простых правил:

  1. Звоните напрямую, только есть номер телефона указан в резюме и кандидат дал понять в резюме, что открыт к предложениям;
  2. Всегда уточняйте, в удобное ли время вы звоните и если нет, не пытайтесь настаивать на “тогда я совсем кратко, займу всего пару минут”;
  3. Если в резюме указана ссылка на Telegram, вежливо постучитесь в личные сообщения и уточните, в какое время звонок будет наиболее комфортен;
  4. Если вы позвонили без предупреждения, кандидат вам ответил и готов обсудить основные вопросы вакансии по телефону, не превращайте звонок в получасовое анкетирование – приберегите вопросы из разряда “а как вы решили прийти в it-сферу” для личного интервью с визуальным контактом 🙂

****

Подпишитесь на этот канал на Дзене, здесь еще много полезного, не пропустите!