Человек – это очень социальное существо. Даже Фрейд намекал на это, когда говорил, что у Суперэго есть механизмы взаимоотношений с другими людьми. В теории объектных отношений это расцвело и превратилось в полноценную концепцию, которая является основополагающей.
Дженнифер Фрейд, с её концепцией травмы от предательства, переосмыслила травму как социальное взаимодействие. Об этом мы говорили в предыдущей статье «Травма от предательства. Социальное научение» – рекомендую к прочтению.
И её второй важный вклад заключается в том, чтобы сказать, что мы не всегда можем признать травму от предательства и противостоять нашему мучителю и обидчику, потому что бывают обстоятельства, когда нам нужно блокировать травму, отрицать её, чтобы мы могли продолжать привязанность и взаимодействие с обидчиком.
Так вот существует такое понятие, как «слепота к предательству». Слепота к предательству – это неосознанное знание. Мы уже с вами разговаривали об этом, о концепции Кристофера Болласа «немыслимое знакомое» в статье: «Неосознанное знание, которое управляет нашим поведением. Как нарцисс попал в этот капкан».
Так вот, слепота к предательству – это немыслимое знакомое, это то знание, которое есть, но оно не допускается до осознания его. Это то забвение, которое проявляют люди, когда их предают, чтобы не было немыслимо больно. В некотором смысле, одним из проявлений слепоты к предательству является диссоциация (как будто это не с вами).
Подобную слепоту можно иногда наблюдать в супружеской измене. Бывает, что у супруга или интимного партнёра есть все доказательства, все улики, всё, что необходимо, чтобы понять, что им изменяют. Это чрезвычайно травмирует. И всё же они подавляют эти знания, они отрицают, они отделяются от ситуации (диссоциация), они игнорируют, облегчают себе жизнь, переосмысливают, просто чтобы не сталкиваться лицом к лицу с травмой.
То же самое происходит на рабочем месте, когда не можете себе позволить потерять работу. То же самое происходит и в обществе – жертвы, преступники, свидетели, все они проявляют слепоту к предательству, чтобы сохранить отношения, институты или социальные системы, потому что они зависят от них.
Даже появился такой термин – институциональное предательство. Это когда правонарушение, жестокое обращение, совершается учреждением, и оно совершается по отношению к лицам, которые зависят от этого учреждения.
Дженнифер Фрейд писала в 2008 году: «травма предательства возникает, когда люди или учреждения, от которых зависит выживание человека значительно подрывают доверие или благополучие этого человека». Физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в детстве, совершённое опекуном, является примером травмы предательства.
✅ Чем больше вы от кого-то зависите, тем больше вам нужен этот кто-то для выживания, для совместного воспитания детей… для чего угодно. Чем больше вы зависите от кого-то, тем меньше вы будете осознавать, что этот человек или общественный институт жестоко обращается с вами, мучает, насмехается над вами, нарушает границы.
Предательство лежит в основе многих проявлений психического здоровья. Например, когда вы используете теорию предательства у вас есть идеальное объяснение диссоциации – когда вы не можете идти на контакт с опекуном, но необходимо сохранить отношения. Об этом более подробно в следующий раз.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов