«Она выдержала все, молодец. Я к ней привыкла, и запросто обслуживала ее, где нужно подкрутить, подвертеть», — так отзывалась о «полуторке» Анна Корнеева, служившая водителем на фронте в годы Великой Отечественной. Грузовик ГАЗ-АА стал самым массовым советским автомобилем военных лет. С 1932-го по 1960-й выпустили 985 тысяч машин разных модификаций. А первый образец сошел с конвейера 29 января 1932 года. В честь этого события мы подготовили материал, посвященный знаменитой «полуторке». Вы узнаете, почему грузовик стал таким популярным и как он помогал Красной Армии на фронте во время войны.
Самый массовый советский грузовик 30-х годов
История «полуторки» начинает свой отсчет с 1928 года, когда Советский Союз принял первый пятилетний план. Главной целью стала быстрая индустриализация страны. Для этого требовалось значительное количество грузовых автомобилей, которые могли бы обеспечить ускоренное строительство новых предприятий и дальнейшее их обслуживание. Но к 1928 году промышленность выпускала всего несколько сотен машин в год, что было явно недостаточно для экономики. Одной из приоритетных задач стало создание полноценной автомобильной отрасли, для чего в рамках пятилетнего плана планировалось построить несколько крупных автомобильных заводов.
Одним из таких предприятий стал НАЗ — Нижегородский автомобильный завод. Его построили совместно с компаниями из США Albert Kahn и Ford. Согласно условиям контракта, американцы должны были оказать техническую помощь по организации и налаживанию массового производства автомобилей. Завод был построен по отработанной технологии в кратчайшие сроки. За 18 месяцев с начала строительства было возведено 52 здания цехов, смонтировано более 6 тыс. станков и агрегатов, 8 тыс. электромоторов.
При заводе были организованы курсы по подготовке специалистов, советские рабочие и инженеры осваивали процесс сборки и проектирования. К 1932 году персонал уже обладал достаточной квалификацией. А в скором времени началось и производство деталей из отечественных комплектующих.
Первой моделью для запуска в серию был выбран американский автомобиль Ford-АА. Советские инженеры немного доработали конструкцию, подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу. 29 января 1932 года с конвейера Нижегородского автомобильного завода сошел первый грузовик, получивший обозначение НАЗ-АА.
В октябре 1932 года Нижний Новгород был переименован в Горький в честь известного писателя. Новое название получил и автогигант и его продукция, так появилась привычная аббревиатура, ГАЗ — Горьковский автомобильный завод. В 1932 году был выполнен первый пятилетний план, СССР стал индустриальной державой, активно развивались все сферы промышленности. В автомобилестроении также произошел значительный рост. Если в 1928 году в стране выпустили 841 машину, то в 1932-м с конвейера сошло уже 23,9 тысяч автомобилей.
Накануне Великой Отечественной
Советское руководство в первую очередь отдавало приоритет производству грузовых автомобилей, так как они были многофункциональными. Грузовики могли использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, в военной сфере. Это было особенно актуально из-за угрозы новой войны. Основным грузовиком 30-х годов стал именно ГАЗ-АА. Автомобиль заслужил такую популярность из-за того, что он был очень простым в производстве и обслуживании, при этом оставался крайне надежным и неприхотливым. ГАЗ-АА имел грузоподъемность в 1,5 тонны, из-за чего в народе его прозвали «полуторкой».
Конструкция автомобиля постоянно обновлялась. В 1938-м на него установили обновленный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Такая модификация получила индекс ГАЗ-ММ. На момент начала Великой Отечественной в Красной Армии имелось 151 тысяча «полуторок», еще 200 тысяч машин работали в народном хозяйстве. В военные годы они выполняли широкий спектр задач. На фронте грузовики доставляли боеприпасы, продовольствие, перевозили солдат, эвакуировали раненых. «Полуторки» использовались в качестве топливозаправщиков, на их базе создавались даже бронеавтомобили.
Во время блокады Ленинграда эти грузовики доставили свыше 360 тонн провизии, боеприпасов и лекарств в осажденный город по Дороге Жизни. За счет небольшого веса грузовик мог ехать по льду Ладожского озера. В тылу ГАЗ-АА обеспечивали работу предприятий и учреждений.
Трудные условия военного времени сказались и на производстве грузовиков. Конструкция «полуторки» в целях экономии была предельно упрощена и получила новый индекс ГАЗ-ММ-В. У этой версии автомобиля отсутствовали передние тормоза, глушитель и бамперы. Фара и дворник устанавливались только со стороны водителя. Металлические двери, заменили брезентовые накладки. Подробнее об этой версии мы рассказывали в предыдущих материалах.
Но несмотря на все трудности, ГАЗ-АА хорошо зарекомендовал себя на фронте и в тылу. Увидеть легендарную «полуторку» вы сможете на экспозиции Музея Г.О.Р.А. Этот образец был найден поисковиками на местах боев в Смоленской области, восстановлен, и передан в дар музею. Приходите к нам, чтобы узнать больше о технике и вооружении Великой Отечественной.
#МузейГОРА #ФондыМузеяПобеды