Одним из символов Победы является легендарная полуторка. Так в годы Великой Отечественной называли советский грузовик ГАЗ-АА с грузоподъемностью 1500 кг. В военное время использовалась модифицированная под нужды армии модель ГАЗ-ММ-В. В сегодняшнем материале расскажем, чем она отличалась от довоенных моделей и для чего были нужны такие изменения.
Создание «полуторки»
Полуторка была разработана на основе американского грузовика «Форд» в начале 30-х годов. В тот период СССР находился в трудных условиях: ему досталась слабая автомобильная промышленность Российской империи, наблюдался острый дефицит технических специалистов. Советское руководство приняло решение начать сотрудничество с зарубежными производителями, чтобы за короткие сроки преодолеть отставание.
Результатом такого решения стало появление в 1932 году в Нижнем Новгороде нового автомобильного завода, построенного с участием американского производителя автомобилей Ford Motor Company. За основу грузовика была взята Model AA, переработанная советскими инженерами: были усилены картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, спроектирован бортовой кузов. Изначально автомобиль назывался НАЗ-АА, а после переименования Нижнего Новгорода в Горький — ГАЗ-АА.
ГАЗ-АА обладал простой конструкцией и был очень технологичным в производстве и надежным. Двигатель хорошо работал на низкооктановом бензине, а в жаркую погоду автомобиль мог даже ездить на керосине. Уже с 1933 года полуторка собирались исключительно из отечественных комплектующих. Руководство ГАЗа сумело быстро масштабировать производство, и ГАЗ-АА и начал выпускаться в больших количествах.
В 1938 году ГАЗ-АА был модернизирован, на него установили более мощный 50-сильный мотор. Новая версия грузовика получила название ГАЗ-ММ. К началу Великой Отечественной в Красной Армии числилась 151 тысяча «полуторок». Это был самый массовый советский автомобиль того периода. Но начавшаяся война показала, что стране требовалось еще большее количество таких машин, при этом на заводе началась нехватка части материалов и комплектующих. Поэтому было решено увеличить выпуск «полуторок» за счет упрощения их конструкции.
Так, в 1941 году появилась новая модификация грузовика, получившая название ГАЗ-ММ-В. У нее была брезентовая крыша и брезентовые клапаны вместо дверей и крышей. Крыльями были выполнены из низкосортного (кровельного) железа путем гибки. У автомобиля отсутствовали передние тормоза, глушитель и бамперы. Фара и дворник устанавливались только со стороны водителя, а грузовая платформа оснащалась лишь задним откидным бортом. В 1944 году брезент заменили на деревянную облицовку. Вот что вспоминал о ГАЗ-ММ-В защитник Сталинграда Иван Мищенко:
«Полуторки без дверок, просто ремень. Они даже удобнее, выскакивать, вдруг налет, или могут перевернуться, дверцы может заклинить, и не вылезешь. Просто ремень поперек вешали, на крючке».
Именно полуторки доставляли грузы в осажденный Ленинград. За счет небольшого веса в полторы тонны грузовик мог выдержать лед Ладожского озера. Именно автомобили ГАЗ разных модификаций стали основным транспортом на «Дороге жизни». Они доставили свыше 360 тонн провизии, боеприпасов и лекарств в осажденный город. На обратном пути водители полуторок вывезли десятки тысяч жителей Ленинграда. При этом были ситуации, когда лед проваливался, и грузовик шел под воду. Постоянные налеты немецкой авиации также приводили к большим потерям полуторок. Но несмотря на все трудности, с производством и тяготами военного времени, эта машина достойно проявила себя в годы Великой Отечественной.
В фондах Музея Победы представлена оригинальный грузовик ГАЗ-ММ-В производства Горьковского автомобильного завода. Узнать больше о вооружении и технике Великой Отечественной вы сможете на наших выставках и экспозициях.
#МузейПобеды #ФондыМузеяПобеды