Дошкольный возраст – очень серьезное время: идет подготовка к школе. От того, насколько успешно к ней подготовится ребенок, зависит, как он будет учиться, как сложатся его отношения с ровесниками и учителями.
Большинство детей посещают детские сады, в которых развитие ребенка происходит под контролем профессиональных педагогов. Нет ли опасности упустить что-то важное в развитии малыша, если он не ходит в детский сад? На что нужно обратить внимание родителям в первую очередь?
Ответы на эти и другие вопросы нам помогла найти методист ВМКУ "Организационно-методический центр" Татьяна АЛДАТОВА.
– Что предпочтительнее для ребенка до школы: детский сад или домашнее воспитание?
– На мой взгляд, правильнее найти для ребенка подходящий детский сад.
С 2012 года дошкольному образованию придан статус самостоятельного уровня образования. Это первая ступень общего образования. Разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он регламентирует требования к его системе, обеспечивает преемственность дошкольного обучения и начального общего образования. Соответственно разработана единая федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая, например, снимает проблему перехода с одной программы на другую при переезде семьи в другой регион. Раньше это могло быть серьезным стрессом для ребенка.
На домашнем воспитании родителям, не обладающим профессиональными педагогическими знаниями, непросто давать малышу дозированную информацию с учетом его психических и физических возрастных особенностей. В детском саду не только хорошая обучающая программа, – здесь обеспечивается профессиональный подход к занятиям. Специалист по раннему развитию понимает причины затруднений ребенка и может грамотно помогать ему. Типичная ошибка родителей – стремление выполнить за ребенка то, что у него не получается, или заставлять его самостоятельно исправить что-то. Нужно найти то, что мешает его правильной работе, и совместно исправить ошибки.
– По каким направлениям должно проходить развитие ребенка?
– Стандарт определяет 5 областей дошкольного образования: развитие физическое; художественно-эстетическое; речевое; социально-коммуникативное; познавательное. Есть специальные методики, позволяющие определять уровень развития ребенка по этим направлениям.
Конечно, задач много. Главная – сохранить и откорректировать здоровье малыша. Важно также социализировать его. Общению со сверстниками нужно учить. Если у ребенка проблемы в этой области, ему будет очень трудно в школе. В детском саду процесс коммуникации контролируют воспитатели. Если он не ходит туда, родители обязательно должны обеспечить ему возможность общаться со сверстниками. Можно ребенка водить в другие образовательные учреждения, например, дополнительного образования.
– Надо ли контролировать развитие будущего школьника?
– В детском саду в начале и конце учебного года проводится педагогическая диагностика, то есть оценка индивидуального развития детей. Диагностика позволяет видеть их развитие, оценивать эффективность педагогической работы. Полученные результаты позволяют выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, при необходимости – проводить коррекцию особенностей развития по основным направлениям (например, уровня развития речи или физического развития и др.) Родители, воспитывающие детей самостоятельно, не обязаны организовывать такие исследования, но они желательны. Помочь провести диагностику могут специалисты в ДОУ.
– Если родители, выбравшие домашнее воспитание своего чада, сталкиваются со сложностями, куда они могут обратиться?
– Во Владикавказе есть детский сад № 88 с функционирующими группами для детей с ограниченными возможностями здоровья. В инклюзивной группе с малышами работают два воспитателя, социальный педагог, помощник, тьютор, логопед, дефектолог, физиотерапевт, психолог, музыкальный руководитель, медсестра по массажу. Специалисты разрабатывают для них индивидуальные образовательные маршруты.
Кроме того, в столице республики есть три детских сада, где родители могут получить профессиональную консультацию: №№ 95, 77, 65.
Конечно, для родителей, решивших самостоятельно готовить ребенка к школе, есть много полезных пособий, которые помогут понять, верным ли путем они идут. Например, Игнатьева Т.В. "500 вопросов для проверки готовности к школе", Олеся Жукова. "Ступеньки к школе". Главное, родители не должны забывать, что профессиональные педагоги и психологи всегда готовы прийти к ним на помощь.