Слезы у самых стойких вызывает финал комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» 1982 г. Телезрители (особенно телезрительницы) радостно вздыхают – наконец-то герои будут счастливы, пройдя столько неудач и лишений:
- Платон – после «отсидки» в «местах не столь отдаленных» и после предательства его собственной супруги (а как иначе называть то, что она молча позволила ему взять ее вину на себя?);
- Вера – после долгих лет одиночества, а также самоотверженной поддержки любимого.
Однако был бы радостен финал показанных событий, если б он произошел на самом деле?
А давайте порассуждаем. Причем с двух точек зрения:
- смогли бы быть счастливы Платон и Вера, окажись они вместе в реальности;
- что было с их прототипами.
Развитие событий № 1: в фильме
Многие уверены, что Платону и Вере осталось только дождаться конца отбывания его срока, а потом они уж точно сойдутся и «будут счастливы, пока смерть не разлучит их».
Но давайте будем честны. Это одна из многочисленных историй, которые начинаются романтично под влиянием необычных обстоятельств, но, как только ситуация становится повседневной, заканчиваются. То есть пара разбегается. Или остается вместе, но несчастливой.
Что будет после событий, показанных в комедии Рязанова, если смотреть на ситуацию не в розовых очках, а реалистично?
Пианист вернется домой – к своей прежней супруге, к своей, может, и слегка надоевшей, но привычной для него старой работе.
Вера, может быть, и попробует его «пригласить в свою жизнь» активно (как она сделала в фильме, сама позвонив его жене). Но дельного из этого ничего не выйдет. Максимум – ее ожидает ситуация наподобие той, что произошла с героиней другой романтичной истории из еще одного советского кино: с Ольгой из фильма Игоря Масленникова «Зимняя вишня» 1985 г.
Там, как вы помните, герой Вадим всё никак не мог сойтись с любимой по самой банальной причине: у него уже и быт устоялся, и жена официальная, прямо скажем, была, причем с весьма сильным характером.
Но как только Ольге подвернулся мужчина, хотевший увезти ее в другую (в том числе семейную) жизнь, Вадим вмешался и Ольгу себе вернул… на один вечер, правда – в конце этого вечера он вновь пошел домой. К себе. И к своей супруге.
Точно так же будут заканчиваться все попытки официантки Веры сойтись, так сказать, по-настоящему, по-людски с пианистом Платоном.
Встречаться они станут не более, чем отрывочно, когда Платон будет приезжать к Вере в гости…
Ничего не напоминает?
Конечно, напоминает – встречи Веры с проводником Андреем. Только в случае с Платоном общение будет более интеллигентным, вот и всё отличие.
Вполне может быть, что у Платона. как у Андрея, появится не одна такая Вера в силу его работы с постоянными гастролями, а также извечного мужского недовольства текущей жизнью (жена заела, начальник достал... всегда найдется, о чем пожалеть и кому пожаловаться...).
И нам вдвойне жаль Веру:
- как желавшую счастья, но его не получившую;
- как бросившую всё, чтобы просто навестить любимого практически на краю света, а в ответ услышавшую, что «котлетка-то подгорела»…
Так сказать, в широком смысле котлетки: то бишь Платон всегда будет чем-то недоволен. )
Развитие событий № 2: в реальности
Тут надо уточнить, что у героя Олега Басилашвили в этой комедии Эльдара Рязанова было целых 2 прототипа. И у каждого история развивалась собственными причудливыми зигзагами.
1-м прообразом стал человек, фамилию которого вы слышали в советской комедии Леонида Гайдая «Операция "Ы"…» 1965 г. Помните, там Шурик читал стихи о «девочке Лиде»? Так вот написал их поэт Ярослав Смеляков.
Это именно с ним в реальности произошла необыкновенная история, показанная в финале кино Рязанова.
Смеляков 3 года отбывал заключение, будучи репрессированным. И однажды посреди этого срока он, получив разрешение начальства, направился в гости на поселение – за пределы места отсидки.
Причем шел он не абы к кому, а к будущим сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду. Так, это именно с их легкой подачи мы сегодня знаем кино-образы Холмса и доктора Ватсона в фильмах Игоря Масленникова.
Встретившись, трое товарищей поседели весело – во всех смыслах слова. Из-за этого утром они проспали время, когда Смелякову надо было выходить, чтоб успеть вернуться к указанному начальством сроку.
Тогда они решили бежать к месту назначения все втроем. Забег пришелся на холодное и снежное время. В конце поэту пришлось бы весьма тяжко, если б не его группа поддержки – товарищи его в самом прямом смысле слова тащили на руках.
Так вот.
У этого прототипа никакой лиричной истории не было вообще. По крайней мере на тот момент. С него «списали» лишь этот эпизод с опаздыванием. Слегка для фильма его заострив и приукрасив, конечно.
Романтичную же канву взяли из жизни 2-го прототипа – еще более известного вам человека: композитора Микаэла Таривердиева. Он написал много прелестных композиций для комедий того же Рязанова, например «Ирония судьбы…».
Так вот ситуация с автомобилем произошла именно с ним.
Будучи юным, Таривердиев однажды посадил за руль своей машины девушку, с которой был еле знаком, но к которой уже начинал питать некие чувства. И во время той романтичной поездки она, будучи неопытным водителем, умудрилась наехать на пешехода. С лeтaльными для того последствиями.
Некоторые СМИ уверяют, что за рулем была популярная советская актриса Людмила Максакова. Впрочем, сей факт не доказан, поскольку Таривердиев как истинный джентльмен скрыл ото всех реальную виновницу происшествия, взяв всю вину на себя. И вплоть до 1996 г., когда его с нами не стало, композитор так никому прямо и не назвал ее фамилию.
Целых 2 года Микаэл Леонович вынужден был участвовать в разного рода судебных разборках. За это время та девушка не просто не призналась, что виновата она, но даже и ушла от своего спасителя.
Таривердиеву же посчастливилось попасть под амнистию.
Итак, получается, что в реальности романтизма не было в принципе…
___________
А как считаете вы, дорогие читатели: будут ли вместе герои «Вокзала для двоих» после событий, показанных в комедии Рязанова?
П. с. И читайте на близкие темы о том, будут ли / могли ли быть счастливы друг с другом такие герои, как Велюров и Людочка из «Покровских ворот», а еще Люба и Егор из «Калины красной», плюс Джек и Роза из «Титаника», а также Елена с Шервинским из «Дней Турбиных», ну и наконец Леголас с рыжей эльфийкой из «Хоббита».
#психология #кино #культура #СССР #фильмы #семья #интересные факты #кино СССР