Найти тему
"Хомо люденс"

«Калина красная»: смогли бы жить вместе Люба и Егор, если б он остался жив

Приехал жениться – а уже «не устроить ли нам бapдeльepо?». Так себе жених. Но добрая Люба его приняла. Причем, заметьте, приняла, несмотря на явно осторожное, если не сказать негативное отношение своих родных.

Кадр из фильма Шукшина
Кадр из фильма Шукшина

И горевала она после утраты Егора на самом деле искренне. Женщина, как говорят в народе, прикипела к нему. Но народная же мудрость, душевность, жившие в Любе, помогли ей справиться с ситуацией – когда она словно бы услышала голос Егора после его ухода.

А может, Люба тогда услышала не собственные мысли, но голос настоящего Егора?

Разные очевидцы рассказывают, что видели и слышали близких им людей в первые 40 дней после их ухода в мир иной. Но это были именно самые близкие. Так, может, такой «разговор душ» Любы и Егора был косвенным признаком того, что они стали друг другу очень близки?

Кадр из фильма Шукшина
Кадр из фильма Шукшина

Собственно, дело сводится к вопросу: сможет ли перевоспитаться Егор? Ведь Люба была натура не только честная, но и цельная, она бы не смогла быть рядом с преступником. Женщина явно задумала его перевоспитать. Но возможно ли это было?

Скорее всего, ситуация бы разрешилась в духе еще одного народного высказывания – «серединка на половинку». То есть:

  • с одной стороны, Егор бы изменился, но частично. Начал бы ходить с братом Любы на охоту, с ее родителями вести неспешные разговоры, помогать им всем вести домашнее хозяйство;
  • с другой стороны, Любе пришлось бы терпеть периодические загулы Егора.

Но полноте, смог ли не просто вор, но peцидивист стать иным?

Оно, конечно, в народе (мы сегодня всё – о нем и из него) уверены, что «любовь всё превозможет».

А настолько ли сильными были чувства Егора, да и самой Любы?

Скорее всего это были чувства из разряда того, как описывал герой еще одного народного фильма – «Белые росы» 1983 г. режиссера Игоря Добролюбова: «Я с вашей матерью не объяснялся, про любовь никакую там не говорил, а почти 50 годов вместе душа в душу. А вы – "любовь, любовь, сю-сю, ля-ля"...»

Ну, или из разряда другого народного (или почти народного) фильма – «Любовь и голуби» 1984 г. режиссера Владимира Меньшова: «Ну не знаю. Вы всё слова кaки-то говорите. Кaка тут любовь, когда, вон, воздуха мне не хватат. Надышаться-то не могу, а в гpyди прям жгёт, прям жгёт, как будто жар, вон, с печи сглотнула».

Конечно, до этакого жара Егор с Любой дойти не успели, но в течение жизни могли бы... если бы не особо перессорились...

Вообще Егор с Любой, останься они вместе, жили бы лучше, чем персонажи кино «Афоня» 1975 г. режиссера Георгия Данелии, где героиня любила, а герой «позволял себя любить». У персонажей Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной всё было лучше: они оба примерно одинаково относились друг ко другу.

К тому же Люба была такой женщиной, которая бы лишнего «не спустила». Особо бы Егор у нее не забаловал.

Но именно что «особо». А вот «не особо» вполне мог бы, останься он живым. И тогда в их с Любой семье были бы постоянные, говоря простецки, пepeдpяги. Следом подтягивались бы родители и брат Любы… а может быть, и соседи… Словом, семейка эта гремела бы в селе… впрочем, на радость Егору, любившему эффекты.

Кадр из фильма Шукшина
Кадр из фильма Шукшина

В их семье Люба стала бы для Егора этакой «мамочкой», которая все время смотрит, не нaшкoдил ли ребенок. Но, как показывает опыт разных пар, подобные отношения рискованны как минимум в 2 планах:

1) «ребенок» сначала будет радоваться свободному от взора «мамочки» времени по принципу «запретный плод сладок». Но со временем ему надоест постоянный контроль и он захочет вырваться из-под него;

2) «мамочке» тоже чем дальше, тем больше будет надоедать необходимость неустанно «нести вахту».

Конечно, милой, душевной семьи а-ля пара в исполнении тех же Шукшина и Федосеевой-Шукшиной в «Печках-лавочках» 1972 г. у Егора с Любой не получилось бы.

Однако человечность, жалостливость Любы многое бы превозмогли. Добавим ее сильный характер. Присовокупим ее не слишком критичное отношение к «шалостям» Егора (она бы самые серьезные из них пресекала, а на менее серьезные смотрела сквозь пальцы).

Кадр из фильма Шукшина
Кадр из фильма Шукшина

В целом же и сценарий с режиссурой, и игра актеров, и чистое исполнение песен в «Калине красной» наполняют душу. Это один из лучших фильмов СССР.

Хотя это же и одно из самых грустных советских кино, потому что и герои вместе не остались, и один из них не выжил, да и если бы выжил – скорее всего, жила бы эта семья в формате «стерпится – слюбится»…

А как считаете вы, уважаемые читатели?

п. с. Также читайте мои Дзен-статьи о том, могли ли быть вместе, если б не печальные события, Велюров и Людочка из «Покровских ворот», плюс Джек и Роза из «Титаника», а также Елена с Шервинским из «Дней Турбиных» и еще Леголас с рыжей эльфийкой в «Хоббите».

Ну, а в тему общения с тем миром читайте пост «Почему и как души посещают живых в первые 40 дней после своего ухода в мир иной?».

#телевидение #культура #кино #психология #СССР #советское кино