Говорить о полезности деятельности любого человека (субъекта) можно только с учетом того, на кого (или на что) эта деятельность направлена. Объектами деятельности могут быть природа, предметы, люди, группы, общество в целом. Очевидно, что любой человек, производящий материальные ценности, приносит пользу. Но ведь не все люди заняты производством. Есть ли польза от деятельности, например, представителей так называемой творческой интеллигенции (писателей, артистов, музыкантов, художников), философов, лингвистов? Конечно, есть! Но её (пользу) трудно оценить, как пользу от труда рабочих и крестьян, создающих своими руками то, чем пользуется всё человечество. Можно лишь вспомнить слова Н.А. Некрасова: “Сейте разумное, доброе, вечное, сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ”. Имеется еще одна структура, которая как бы ничего не производит. Это – армия. Но она выполняет самую святую задачу – Родину защищать!
Ни к одной из указанных социальных групп я не отношусь. Для творческих профессий я, к сожалению, не годен. Гуманитарные науки меня не интересуют. В армии не служил, хотя и имею звание старшего лейтенанта запаса. Некоторые рабочие специальности мне знакомы: металлообработка, монтаж и сборка электронной аппаратуры, слесарные работы. В 90-е годы, работая доцентом в институте и, получая мизерную зарплату и то не регулярно, был вынужден, чтобы прокормить семью, заниматься частным извозом на старой раздолбанной “копейке”. Постоянно приходилось самому заниматься ремонтом этой развалюшки. Чинил подвеску, ходовую часть, тормозную систему. Пришлось даже целиком перебрать двигатель. Один мой коллега, тоже доцент, подрабатывал у себя в гараже ремонтом машин, другой занялся с сыном челночным бизнесом. Выживали, кто как мог.
Если меня спросят, какая у тебя профессия, отвечу – инженер. Хоть я имею ученые степень и звание, наука для меня не была основным видом деятельности. Ученый может сделать открытие, обосновать явления и процессы в окружающем мире, создать теорию. Но создать прибор, машину, установку может только инженер, естественно, используя все научные достижения в своей области. Кроме того, настоящий инженер просто обязан при необходимости разобраться в любом техническом объекте, независимо от своей инженерной специальности, например, чтобы найти причину отказа этого объекта и произвести его ремонт. Для этого у человека должен быть выработан инженерный подход к проблеме, он должен обладать инженерной интуицией. Пример из моей практики. Поехал на мотоцикле в г. Ровно. Ездил первый год. На расстоянии около 400 км от Москвы заглох движок. Некоторое представление о двигателях я имел, хотя это далеко от моей специальности (радиоинженер). Не сразу, но нашел место неисправности – обгорел проводок, соединяющий генератор с системой зажигания. Соединил, поехал дальше. Где-то я прочитал шутку: “электричество – это очень просто: есть контакт, где он не нужен, и нет контакта, где нужен”.
Конечно, в любой специальности есть свои тонкости, знать которые может только человек, имеющий большую практику или получивший специальные знания в этой области. Один мой товарищ по аэроклубу, окончив радиофакультет МАИ с красным дипломом, пошел работать в НИИПДС парашютистом-испытателем (там ему сразу жильё дали). В этом НИИ он не только прыгал, но и принимал активное участие в создании новых парашютных систем, в том числе и космических. Затем окончил школу лётчиков-испытателей, работал в КБ Антонова и Мясищева, стал летчиком-испытателем 1 класса, участвовал в Международном авиасалоне в аэропорту Ле Бурже. Когда в начале своей лётной карьеры ему потребовалось повысить свои знания в смежных областях, он посетил цикл лекций на механико-математическом факультете МГУ. Он был лётчик от Бога и инженер от Бога.
Вернусь к описанию своей, значительно менее яркой, инженерной деятельности. Еще в период обучения в институте на 4 курсе меня и еще двоих студентов взяли на работу в лабораторию факультета авиадвигателей. Нашей задачей была разработка приборов для измерения биения роторов турбин в различных сечениях и на разных оборотах. Такие приборы мы сделали. Результаты, полученные нами, оказались весьма полезными для мотористов.
По окончании института в 1964 году я был распределен в НИИ, где занимались разработкой различных танковых систем. Наша лаборатория разрабатывала радиолокационный танковый прицел, который должен был быть совмещен с оптическим прицелом. Задачей нашей группы была разработка системы автоматического сопровождения цели. Вся электроника выполнялась на сверхминиатюрных радиолампах (пригодных для военной аппаратуры транзисторов тогда ещё не было). Для лабораторной отладки аппаратуры разработали и изготовили имитатор сигнала цели. Основную отладку и сопряжение системы с РЛС и танковым прицелом проводили на Лужском полигоне, где у нас была своя база. Там я проводил по нескольку месяцев в году. После полной отладки система была установлена в танке на Кировском заводе. Для этого мне пришлось почти месяц пробыть в Ленинграде для решения возникающих вопросов. Несколько раз летал в Новосибирск, где на Оптико-механическом заводе на базе штатного танкового прицела изготавливали прицел для нашей системы. Завершенная научно-исследовательская работа была принята заказчиком после успешного проведения стрельб на полигоне.
С1964 года я работал в Институте патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). Экспертиза заявок на изобретения – это сложный процесс, требующий обширных знаний в различных областях техники, умения быстро разбираться в новых для тебя объектах, доходчиво и грамотно излагать своё мнение о результате проведенной экспертизы. Приходилось по просьбе различных организаций выезжать для консультаций. Был в Ленинграде, Тбилиси, Новосибирске, Свердловске, Таганроге, Вильнюсе, Каунасе. Изобретатели из Москвы и близлежащих городов для решения своих вопросов приезжали непосредственно во ВНИИГПЭ. За время работы там окончил заочную аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Разработал несколько типов функциональных преобразователей, которые были внедрены в авиационных приборах.
С1972 года занялся преподавательской деятельностью во Всесоюзном заочном машиностроительном институте, преобразованном в последствии в Московский государственный университет приборостроения и информатики. Работал на кафедре «Приборы и информационно-измерительные системы» под руководством известного ученого в области авиационного приборостроения В.А. Боднера, который до отставки по возрасту был начальником кафедры в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Наряду с преподавательской деятельностью занимался научно-исследовательскими работами по договорам с различными предприятиями. В результате одной из таких работ создали систему для исследования и контроля психо-физиологических характеристик человека-оператора. Установка демонстрировалась на ВДНХ, получила высокую оценку. Нас, разработчиков, наградили медалями ВДНХ.
По договору с Вторым часовым заводом разработали и изготовили автомат контроля биений часовых колёс. До этого контроль осуществлялся вручную, процесс был весьма трудоемким. Система успешно прошла испытания, было принято решение об установке ее в цехе. Но уже наступили “святые” 90-е, завод был уничтожен, как и многие другие советские заводы. Пришедшим к власти “либералам” нужны были площади для размещения торговых, развлекательных центров и т.п.
Для проведения лабораторных работ по читаемым мною дисциплинам разработал и изготовил ряд лабораторных установок. Совместно с коллегами изготовили действующий стенд для изучения системы управления инжекторным автомобильным двигателем.
Изложив здесь основные этапы своей инженерной деятельности, не хочу сказать, что я много сделал. Думаю, не больше, чем любой инженер, получивший образование в советском вузе, тем более таком, как МАИ (в 50-е – 60-е годы). Ведь, кроме этого, через меня прошла целая армия студентов. С некоторыми из них я и сейчас поддерживаю отношения, правда, через социальные сети.
В 90-е годы я, помимо института, преподавал в школе. По просьбе директора школы, где учился мой сын, я стал учителем информатики. Договорились – на 1 год, а получилось – 10 лет. В 2006 году товарищ по кафедре “сосватал” меня в Политехнический колледж, где я 3 года преподавал “Микропроцессорные системы”.
Мне представляется, что жизнь не прошла впустую. Сейчас, пока есть силы, занимаюсь огородом летом и домом. У нас изба в деревне.