Когда горишь одним делом, всё вокруг происходит само собой. Ты посильно участвуешь в общественной жизни, жертвуешь больницам, семейном быте, воспитываешь больного сына, но словно заблудившийся в ночной чаще и увидевший вдали свет, идёшь только на него, потому что знаешь, лишь он спасёт тебя от бессмысленного бытия. Многие мечтают о такой насыщенной жизни, когда каждую минуту надо принимать ответственные решения, даже стоя в ожидании зелёного сигнала светофора, надо уметь отказать претенденту на членство в лучшей команде гонщиков так, что он всё равно явится именно к тебе. Легендарный конструктор и коммерсант Энцо Феррари прожил долгую, неспокойную жизнь, но в провинциальном городе, откуда не выезжал, за очень редким исключением, никуда. Настоящая история вмещает лишь несколько дней из его потрясающей жизни, которые демонстрируют характер героя каждого из слоёв натуры.
Майкл Манн если и нуждается в отдельном представлении, то исключительно по причине значительного промежутка между съёмками полнометражных работ, последняя из которых выходила в 2015 году (Кибер, боевик Крисом Хэмсвортом по описанию - «ну такое»). Лучшие свои произведения, вперемешку криминальные дамы с историческими биографиями (это у него чередуется почти всегда один жанр за другим), Манн сделал в девяностые-нулевые годы. Там и Схватка с ДеНиро, Джонни Д. с Джонни Деппом, Последний из могикан, Соучастник, Али и так далее. Режиссёр каждый раз снимал на совесть с периодически проскальзывающими тёплыми озарениями. Феррари выкроен именно по тем же лекалам, что и лучшие картины мастера и короткий набор дней биографии здесь идет только на пользу, производя эффект эссенции всего важного в персонаже.
Жизнь полная скорости не только на трассе, но и в стремительном развитии семейных неурядиц, когда один сын погибает от болезни, рождается второй, но уже не от жены и вечного компаньона, а от другой, но наследник необходим чтобы передать дело, и давка обстоятельств со всех сторон и жизнь трогает за самые эрогенные места, только не ласково как любимая женщина, а терзая звериной лапой. У Манна образуется напряжение, которое хлещет через экран, и, если не знаком с историей прототипа, появляются большие сомнения в его дожитии до конца фильма. Весь фильм Адам Драйвер изображает спокойствие, в разрывающих душу моментах разговора с Пенелопой Крус о погибшем ребёнке. В переносе на ногах гибель зрителей на Mille Miglia. Во всем постановщик с усердием каменщика выстраивает прочную стену, закрепляя раствор деталями, которые знатокам скажут больше всего остального трёпа. Обои в хозяйской спальне в доме Энцо и Лауры прекрасны, чёрный фон с тонкими стеблями - это одно только характеризует атмосферу дома, над которым сгустились тучи кризиса брака и бизнеса. И это одна из многих (не)мелочей.
Половина фильма посвящена спасению фамильной компании, некоторым решениям, принятие которых в дальнейшем станет чудотворным, и пикированию с женой, узнавши о внебрачном сыне Энцо, не вяжет его путами мести, а спасает с условием признания незаконнорожденного только после её кончины. Вторая глава, ещё более стрессовая, иллюстрирует во всех неприглядных тонах соревнование тогдашних болидов. Со смертями, авариями и карающей силой прессы, которая словно гиена, набрасывается на жертву в момент крайней истощённости. Но Феррари сам создал ситуацию, в которой всё крутилось исключительно вокруг него, и до поры сносилось многими, и своими руками подтолкнул это веретено к тому мгновению, когда вращение при достижении пика начинает вести кручение в обратную сторону. Тогда происходит неприятная вещь, которая происходит со многими выдающимися людьми, надо сбавить обороты, что бы припарковать мысли в тени разума.
Манн двумя часами сотворил ликбез о том времени, послевоенном, когда прививки от смертельного риска ещё не ставили массово, потому техника безопасности на скоростных состязаниях была на низком уровне. Когда в Италии развод невозможно было совершить, и это тоже своего рода мука. В то время фраза от горничной – «Её благородство сеньора пытается застрелить комендаторе» считалась не шуткой или тревожным предупреждением, это было обычное положение дел. А газетное предложение – «Феррари индустриальный Сатурн, пожирающих своих детей» приводило к выдворению бумагомараки, написавшего такое, с пресс-конференции, но не к судебному процессу.
Любителям творчества Майкла Манна кино, безусловно, глянется. Это крепкая работа, без заискиваний с современными законами новой этики, оно, конечно, мужское, во многом, что теперь не принято афишировать. Но интересно будет не только любителям скорости, всем, кто понимает смысл слова «страсть» в каждом из его проявлений как минимум любознательно.