Найти тему
Истории Кристины

Что здесь изображено? – Топ-5 самых странных икон

Оглавление

Мутанты-людоеды, работящие фармацевты и невероятные аллегории – все это не про современное кино, а про традиционную иконопись. Вот пять примеров того, что иконы – это интересно.

Икона-книга

Не хотела писать «икона-комикс» - некрасиво как-то, да и с 17-м веком такие понятия не слишком стыкуются. Но, по сути, ниже мы видим что-то похожее на вполне современную историю в картинках.

Н.И. Савин. Чудо святого Федора Тирона о змии, первая половина XVII в.
Н.И. Савин. Чудо святого Федора Тирона о змии, первая половина XVII в.

Икона "Чудо св. Федора Тирона о змии" разделена на несколько частей, в каждом из которых рассказывается отдельная часть связного повествования. Давайте попробуем разобрать, что же все-таки тут изображено. В центре сверху крылатое чудище держит женщину – это дракон, живущий в колодце, похитил мать святого Федора Тирона. Справа наверху змеи коронуют ее же – готовят замуж за коварного дракона (он, конечно, коварен, но честно согласился на официальный брак). Сам Федор спускается в поисках любимой матери в темноту колодца и борется с драконами (центр низ), а сверху скорбит царь с царицей и свитой – все переживают за Федора и его мать (верхний ряд слева) и гадают, сможет ли герой спасти город от змей. И в конце сын благополучно справляется со всеми трудностями, побеждает врагов, и семья вместе выходит на свет Божий (нижний ряд справа).

Так вот прекрасный образец Строгановской школы, утонченный и детальный, вполне достойный длительного и пристального любования.

Святой со звериной головой

Мой любимый сюжет, не признанный православной церковью. Святой Христофор с песьей головой (голова именно собачья, хотя зачастую она больше похожа на лошадь).

Святой мученик Христофор, Первая половина XVII в., Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Россия.
Святой мученик Христофор, Первая половина XVII в., Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Россия.

Лютый вид святого ведет свое происхождение от легенд о чудесах и ужасах восточной стороны. Так, апостол Андрей, побывавший на северо-востоке Пакистана, рассказывал о жутком племени гигантов с собачьими головами. О таких же чудищах писал и Марко Поло: якобы жило на востоке племя, члены которого рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши, а младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. Враги от такого ужаса просто бросались врассыпную.

Житие самого святого Христофора рассказывает нам о том, как страшный гигант, силач и каннибал с песьей головой по имени Репрев (так звали святого до обращения в христианство) решил искать себе самого сильного хозяина – так, чтобы его потенциальный хозяин был страшнее и могущественнее его самого. Сначала он пошел к царю, но узнал, что царь боится дьявола. Тогда будущий святой решил служить дьяволу, но понял, что тот боится креста. И пришел он к некоему отшельнику, чтобы узнать, как случить Христу.

Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что гигантский рост и невероятная сила Репрева как нельзя лучше пригодятся, если он будет помогать людям переходить через опасную воду. Так великан начал перевозить путников на своей спине. Однажды к переправе пришел маленький мальчик и попросил помочь ему переправиться на другой берег. Репрев понес его на своих плечах, но с каждым шагом мальчик становился все тяжелее, так что Репрев даже испугался, что он упадет и они вдвоем с малышом просто утонут.

Тут-то и оказалось, что парень, которого он нес — Христос, а тело его так тяжело, потому что он несёт с собой все тяготы мира. Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя — Христофор, «несущий Христа». Потом Христофор обрел человеческую внешность и стал святым, приняв мученическую смерть: он попытался крестить население Ликии, встретил ожесточенное сопротивление и пал смертью храбрых.

"Христос Смесоипостасный"

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Однако и в Европе, и в России, такие иконы были объявлены "неканоническими и уродливыми", в связи с чем появилось распоряжение подобные изображения уничтожать. И признаем, здесь есть чего испугаться: один Христос с тремя лицами и четырьмя глазами.

Икона "Троица"
Икона "Троица"

Согласно традиционной и самой популярной трактовке в них соединяются три ипостаси Святой Троицы. Первая – Бог Отец, вторая – Святой Дух, третья – Бог Сын. Несмотря на указы сверху, не все подобные иконы были уничтожены, и часть дошла до нас с вами.

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, до нас дошли так называемые трехликие иконы. При смене положения смотрящего относительно иконы происходии и смена изображения на ней. Художник изображает три лика на тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. Иконописец наносит изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижимает их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он пишет один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник пишет непосредственно на деревянном холсте.

Пример трехликой иконы взят из ЖЖ Станислава Садальского. Вид слева
Пример трехликой иконы взят из ЖЖ Станислава Садальского. Вид слева
Та же икона, если смотреть на нее справа
Та же икона, если смотреть на нее справа
И, наконец, по центру.
И, наконец, по центру.

Христос-аптекарь

А здесь мы видим то, что видим: Христос работает в аптеке фармацевтом.

О врачевании грехов.  XIX в.
О врачевании грехов. XIX в.

Такой образ Христа-аптекаря пришел из западноевропейской иконографии. Свою роль в популяризации образа сыграл Мартин Лютер: в своем переводе Библии на немецкий язык он сравнил Христа не с приготовителем мазей, как ранее, а с аптекарем. В Новое время профессия аптекаря стала весьма престижной, а опираясь на популярные мирские вещи было легче заинтересовать паству.

Христос иногда изображался в сюжете без нимба (как на примере выше), но всегда был легко узнаваем благодаря традиционному одеянию - красному хитону и синему гиматию. По сюжету иконы он предлагает человеку средства для врачевания грехов: корень послушания, листья терпения, цветы чистоты, плоды добрых дел, которые необходимо сварить в котле безмолвия, просеять через решето рассуждения и вкушать ложкой покаяния.

Важны не пропорции, а смысл

Перед нам икона, изображающая Николая Чудотворца, которая была исполнена на Русском Севере в начале 19 века. В глаза помимо прочего бросаются весьма необычные пропорции святого.

Икона "Святой Николай Чудотворец", 19 век
Икона "Святой Николай Чудотворец", 19 век

Вообще так называемая «туземная» северная икона – это кладезь самобытных канонов и весьма необычного художественного видения, и ей надо посвящать отдельную статью. Но я не буду, так как я не специалист. А с пропорциями все довольно прост: на русской иконе наиболее важный персонаж или определенная черта его лица могли символически выделяться среди остальных и для этой цели изображаться крупнее.

Вот, например, икона Спаса Вседержителя в московском храме Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная по тому же принципу.

-9

~~~~~~~~~

Друзья, если Вам понравилась статья, не сочтите за труд нажать на лайк! Мне это очень поможет :)