Мутанты-людоеды, работящие фармацевты и невероятные аллегории – все это не про современное кино, а про традиционную иконопись. Вот пять примеров того, что иконы – это интересно.
Икона-книга
Не хотела писать «икона-комикс» - некрасиво как-то, да и с 17-м веком такие понятия не слишком стыкуются. Но, по сути, ниже мы видим что-то похожее на вполне современную историю в картинках.
Икона "Чудо св. Федора Тирона о змии" разделена на несколько частей, в каждом из которых рассказывается отдельная часть связного повествования. Давайте попробуем разобрать, что же все-таки тут изображено. В центре сверху крылатое чудище держит женщину – это дракон, живущий в колодце, похитил мать святого Федора Тирона. Справа наверху змеи коронуют ее же – готовят замуж за коварного дракона (он, конечно, коварен, но честно согласился на официальный брак). Сам Федор спускается в поисках любимой матери в темноту колодца и борется с драконами (центр низ), а сверху скорбит царь с царицей и свитой – все переживают за Федора и его мать (верхний ряд слева) и гадают, сможет ли герой спасти город от змей. И в конце сын благополучно справляется со всеми трудностями, побеждает врагов, и семья вместе выходит на свет Божий (нижний ряд справа).
Так вот прекрасный образец Строгановской школы, утонченный и детальный, вполне достойный длительного и пристального любования.
Святой со звериной головой
Мой любимый сюжет, не признанный православной церковью. Святой Христофор с песьей головой (голова именно собачья, хотя зачастую она больше похожа на лошадь).
Лютый вид святого ведет свое происхождение от легенд о чудесах и ужасах восточной стороны. Так, апостол Андрей, побывавший на северо-востоке Пакистана, рассказывал о жутком племени гигантов с собачьими головами. О таких же чудищах писал и Марко Поло: якобы жило на востоке племя, члены которого рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши, а младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. Враги от такого ужаса просто бросались врассыпную.
Житие самого святого Христофора рассказывает нам о том, как страшный гигант, силач и каннибал с песьей головой по имени Репрев (так звали святого до обращения в христианство) решил искать себе самого сильного хозяина – так, чтобы его потенциальный хозяин был страшнее и могущественнее его самого. Сначала он пошел к царю, но узнал, что царь боится дьявола. Тогда будущий святой решил служить дьяволу, но понял, что тот боится креста. И пришел он к некоему отшельнику, чтобы узнать, как случить Христу.
Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что гигантский рост и невероятная сила Репрева как нельзя лучше пригодятся, если он будет помогать людям переходить через опасную воду. Так великан начал перевозить путников на своей спине. Однажды к переправе пришел маленький мальчик и попросил помочь ему переправиться на другой берег. Репрев понес его на своих плечах, но с каждым шагом мальчик становился все тяжелее, так что Репрев даже испугался, что он упадет и они вдвоем с малышом просто утонут.
Тут-то и оказалось, что парень, которого он нес — Христос, а тело его так тяжело, потому что он несёт с собой все тяготы мира. Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя — Христофор, «несущий Христа». Потом Христофор обрел человеческую внешность и стал святым, приняв мученическую смерть: он попытался крестить население Ликии, встретил ожесточенное сопротивление и пал смертью храбрых.
"Христос Смесоипостасный"
Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Однако и в Европе, и в России, такие иконы были объявлены "неканоническими и уродливыми", в связи с чем появилось распоряжение подобные изображения уничтожать. И признаем, здесь есть чего испугаться: один Христос с тремя лицами и четырьмя глазами.
Согласно традиционной и самой популярной трактовке в них соединяются три ипостаси Святой Троицы. Первая – Бог Отец, вторая – Святой Дух, третья – Бог Сын. Несмотря на указы сверху, не все подобные иконы были уничтожены, и часть дошла до нас с вами.
Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, до нас дошли так называемые трехликие иконы. При смене положения смотрящего относительно иконы происходии и смена изображения на ней. Художник изображает три лика на тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. Иконописец наносит изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижимает их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он пишет один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник пишет непосредственно на деревянном холсте.
Христос-аптекарь
А здесь мы видим то, что видим: Христос работает в аптеке фармацевтом.
Такой образ Христа-аптекаря пришел из западноевропейской иконографии. Свою роль в популяризации образа сыграл Мартин Лютер: в своем переводе Библии на немецкий язык он сравнил Христа не с приготовителем мазей, как ранее, а с аптекарем. В Новое время профессия аптекаря стала весьма престижной, а опираясь на популярные мирские вещи было легче заинтересовать паству.
Христос иногда изображался в сюжете без нимба (как на примере выше), но всегда был легко узнаваем благодаря традиционному одеянию - красному хитону и синему гиматию. По сюжету иконы он предлагает человеку средства для врачевания грехов: корень послушания, листья терпения, цветы чистоты, плоды добрых дел, которые необходимо сварить в котле безмолвия, просеять через решето рассуждения и вкушать ложкой покаяния.
Важны не пропорции, а смысл
Перед нам икона, изображающая Николая Чудотворца, которая была исполнена на Русском Севере в начале 19 века. В глаза помимо прочего бросаются весьма необычные пропорции святого.
Вообще так называемая «туземная» северная икона – это кладезь самобытных канонов и весьма необычного художественного видения, и ей надо посвящать отдельную статью. Но я не буду, так как я не специалист. А с пропорциями все довольно прост: на русской иконе наиболее важный персонаж или определенная черта его лица могли символически выделяться среди остальных и для этой цели изображаться крупнее.
Вот, например, икона Спаса Вседержителя в московском храме Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная по тому же принципу.
~~~~~~~~~
Друзья, если Вам понравилась статья, не сочтите за труд нажать на лайк! Мне это очень поможет :)