Найти тему
Смысл в кино

Психология фильма Анатомия падения

Оглавление

Камерный фильм режиссера Жюстин Трие «Анатомия падения», который уже взял Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале, а теперь имеет 5 номинаций на премию Оскар.
Очень интригующе, как низкобюджетный фильм со стилем съемки чуть ли не на ручную камеру встал в один ряд со звездными
«Оппенгеймером» и «Барби». И ответ кроется в повседневной актуальности, которая стала знакома огромному количеству супружеских пар, стоит лишь посмотреть на статистику разводов - это ли не анатомия падения?

Постер к фильму "Анатомия падения" взят из ТГ канала @poster_pron
Постер к фильму "Анатомия падения" взят из ТГ канала @poster_pron

Фильм как будто препарирует «Каждая несчастливая семья - несчастлива по-своему». И через детективную линию ведется расследование убийства еще одной ячейки общества.

И правда, если из «Анатомии падения» убрать убийство или самоубийство, то что останется? Останется, кто прав, и кто виноват, останется история падения любви еще одной семейной пары.

Анатомия падения любви

Фильм показывает нам через старые фотографии в рамках, какими были молодыми и счастливыми отношения между двумя влюбленными, а в конце мы знаем через запись диалога, что Сэмюэль разбивает эти фотографии.

Что остается от любящих и любимых, пройдя через года, проблемы и события, которые либо укрепляют отношения, либо разбивают их на осколки падением из окна.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Безусловно самый яркий диалог между Сандрой и Сэмюэлем как вскрытие открывает нам историю и причины смерти этой супружеской пары.

Мало того, что он записывает их диалог втихую, так еще и устраивает скандал для конспекта.
И вопросом становится:
А зачем он это сделал?

Знал ли он, что после этого он совершит самоубийство, и запись была подготовкой к этому?
Поскольку вся ссора показывала его поведение как великовозрастного подростка, то возможно это был план. Знаете, как иногда думают озлобленные на родителей подростки: Вот умру я, и все пожалеют о своих поступках, что ругались на меня.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Конечно, в большинстве случаев это остается просто в формате глупых и злобных мыслей, но все же.
Возможно, Сэмюэль думал именно так, и решил подпортить жизнь той, которая по его мнению испортила жизнь ему.
К тому же это соответствовало его ощущению себя жертвой несправедливости этого мира, и его склонности причинять себе физическую боль.

Также иногда такие записи делают супруги перед моментом развода, чтобы выставить партнера в суде не самым благоприятным образом, что тоже возвращает нас к смыслу фильма как убийства семьи.

Если же Сэмюэль все же не думал о самоубийстве, что означала эта запись?

Возможно, переслушивая эту запись на следующий день, его охватила тяжесть груза правды. Он послушал, что он говорит, и услышал собственное отчаяние, а может услышал, что в этом мире он не получит ни понимания, ни поддержки.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

А потому осталось только одно: Зачем жить?
Запись могла сработать как катализатор мыслей, которые он пытался заглушить громкой музыкой. Но мысли чаще всего бывают громче.

Сам диалог открывает нам уровень состояния взаимоотношений, накопленных обид и претензий. И хотя, конечно, Сандра была абсолютно права, когда сказала, что любая ссора смазывает истину, поскольку там множество искажений и преувеличений. Но если это поднимается из раза в раз, то в голове у партнеров эти преувеличения и обиды превращаются в правду, но только в голове.

И что мы видим?

Что огонь конфликта раздувает именно Сэмюэль.
Даже спустя 7 лет после аварии он не смог отпустить чувство вины за ситуацию с сыном.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

И когда он говорит Сандре: "В тебе нет жалости", - это лишь означает, что он испытывает жалость к собственному сыну, потому что считает, что Дэниэл неполноценен по его вине. Сандра же не испытывает жалости, потому что считает, что Дэниэл нормальный, он ребенок полный жизни, она не хочет вешать на него ярлыки.

Жалость это в какой-то степени высокомерие, ощущение себя покровителем, что без тебя тут не справятся. Но взрослому и полноценному человеку жалость со стороны других обычно неприятна, они не хотят чувствовать, что с ними что-то не так. Да, они другие, но они справляются с теми условиями, в которых они живут.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

И потому Сэмюэль в этой ситуации демонстрирует, что без него тут никак. Он жертвует своим временем, оставил сына на домашнем обучении, хотя это не являлось необходимостью. Из чувства вины он считает, что должен уделять сыну больше времени, потому что не уделил его тогда, когда это было необходимо 7 лет назад.

Также он предъявляет претензии Сандре, чтобы она вернула ему время.
При этом он сам сократил свою учебную нагрузку, чтобы больше писать, он разрывается между всеми своими амбициозными планами: он собирается и ремонт делать, и за сыном ухаживать, и преподавать, и книгу писать.
А по факту только и делает, что устраивает драму, и жертвует собой и своими желаниями ради других.
Только вопрос, а кому нужна эта жертва?
Заказчик-то кто?

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Жертвуя собой, он не может сосредоточиться: А чего он хочет? А в чем его смысл жизни? А точно ли он хочет писать книгу?
И за всеми этими сомнениями, он винит во всем других, считает, что Сандра навязывает ему образ жизни, когда по факту она просто живет так, как ей комфортно, она работает так, как она хочет, считает сына нормальным, говорит на нейтральном языке не на своем и не мужа, но который ей удобен.

И по факту оказывается, что Сэмюэль просто завидует даже не карьере супруги, а ее уровню свободы и позволению быть самой собой.
При этом Сандра до пикового момента пыталась сохранять самообладание и уважение по отношению к расстройству мужа.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Но теперь постойте-ка!
На протяжении всего фильма судили Сандру.
Она была на скамье обвиняемого.
И у нее был шанс оправдаться, когда у второго супруга на протяжении всего фильма не было голоса, кроме того, который был на записи и выставлял его в неприглядном виде.

Но чаще всего в жизни так и бывает, что окружение одного из партнеров знает только одну версию происходящего, той стороны, которая имеет голос.
И кстати, сама Сандра об этом говорила, что если бы она ходила к психотерапевту, то и ей могли наговорить всяких гадостей про Сэмюэля.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

И таким образом, каждая история и каждый конфликт имеет две правды, и у каждой из сторон она своя.
Почему Сэмюэль пришел именно к этому состоянию, дело же не только в аварии, там был целый путь, который длился годами.
И правда, почему этот брак оставил три кровавые капли, останется за закрытыми дверьми.

Служение людям - это жертва?

Еще один важный вопрос, который поднимается в фильме: Служение людям, значит не реализовывать себя?

Сандра говорит Сэмюэлю:

И не надо говорить, что ты жертвуешь собой, ты сидишь в стороне, потому что ты боишься, потому что амбиции разрывают тебя, пока у тебя родится хоть какая-то малюсенькая идея.


И вопрос становится в том, наши амбиции - это наши друзья или враги?

Как часто у людей в голове возникают мысли, что они могут сделать, что планируют, что хотят осуществить?
Но опять же, а кто заказчик всего этого?

И порой наши желания мешают тому, ради чего мы здесь. И наши амбиции и планы убивают истинное предназначение человека.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Так Сэмуэль, к примеру, хочет написать книгу, даже идеи порой какие-то рождаются, но у него то с сыном нужно позаниматься, то преподавать нужно, то ремонт сделать.
У него всегда не хватает времени, находятся дела, которые ему якобы мешают. Но как правильно сказала Сандра, ни одному писателю не помешали наличие сына и поездки в магазин.

И тогда вопрос в том, а действительно ли ему нужно заниматься писательством или это просто желание славы и признания?

Сандра говорит, что он прекрасный учитель, он умеет объяснять так легко и весело. Сам Сэмюэль преподает своему сыну. Он зарабатывает этим, он востребован как учитель.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Но как дело доходит до книги, то всегда нет времени. Именно когда ему хорошо писалось, он решил не идти за сыном, что привело к трагедии, которая захватила его. Те наброски, которые он отправлял издателю не находили отклика.
И почему он женился именно на писательнице? Может быть он нужен ей, чтобы вдохновлять, делиться идеями, как это часто бывало в творческих парах.

И возможно, для него реализация идеи писательства - это вопрос того, чтобы написать что-то великое, чтобы оправдать свое чувство вины перед сыном, что тоже не исключено.

Но на самом деле, ему как будто показывают, что в писательстве он не нужен.
Он нужен в преподавании, в том чтобы делиться идеями, поддерживать, помогать. И на самом деле, если бы он свою энергию и амбиции направил бы не на раздутие своего эго, а на служение людям и находил бы в этом удовлетворение, то он и чувствовал бы себя частью этого мира.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Он бы увидел в себе настоящего Супер героя, как он говорит про собаку, что без этой собаки Дэниэл бы не смог, она является его глазами, это настоящий Супер пес.
И признав свое место в жизни как проводника и учителя, Сэмюэль отдался бы самой жизни, чтобы та вела его по тому пути, которому он предназначен, но эго слишком часто оказывается сильней.

Дети в процессе родительского падения

В истории взаимоотношений родителей, дети всегда становятся третьей пострадавшей стороной, которая разрывается на части.

Это очень хорошо показано в сцене, где Дэниэл не уверен, что ему говорить в суде, и ему советуют принять решение, на чьей он стороне.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

И в жизни это случается очень часто, когда каждый из родителей перетягивает одеяло не только внутри самого ребенка, но и на уровне родительских слов.

И пока ребенок не вырастет, он старается делать и говорить то, что будет приятно родителям, как например, Сэмуэль сказал Сандре, что их сын называет ее чудовищем.

И она абсолютно права, что Дэниэл так говорил не потому, что так думает, а чтобы подбодрить своего отца, который находится в депрессивном состоянии.

Порой родители настраивают своих детей друг против друга, но во всем это страдают только дети.

Кадр из фильма Анатомия падения
Кадр из фильма Анатомия падения

Помимо этого, часто дети ощущают свою собственную вину за произошедшее, за развод или ссоры родителей.

И вопросом становится, а что можно, и что нельзя говорить детям?

Безусловно вопрос эмоционального мнения и обид, стоит оставлять при себе, детям не нужно вставать ни на чью сторону в этой битве. Они остаются детьми обоих сторон.

Но с ними необходимо говорить честно и открыто. Да, хочется, чтобы они как можно дольше оставались детьми, но жизнь бывает разной, и от всего нельзя уберечь.

Правда редко бывает чистой, и никогда не бывает простой.

Но часто эта правда помогает им разобраться, что происходит. Не винить себя. И отпустить состояние непонимания, почему все происходит именно так, даже если это горько.
Ребенок должен научиться принимать жизнь в разных ее проявлениях, и это помогает принять новые обстоятельства. Это лучше, чем неопределенность.

Так или иначе, картина "Анатомия падения" раскрывает нам множество вопросов, как о семейных отношениях, так и о личных амбициях. И ответ на вопрос, как с этим справляться для каждого остается своим.

Благодарю, что дочитали до конца.
Также буду благодарна за ваши лайки и подписки, это помогает моему каналу развиваться.
Если у вас есть желание поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправить
по ссылке здесь, мне будет приятна любая комфортная для вас сумма.

Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.