Я естественно не помню первую выставку Рериха в Москве в 1960-м году, тогда меня еще не было. А вот выставку в марте 1991 года в Академии художеств я помню. Я помню, что на нее не попал, были толпы народа.
На Рериха тогда ходили, как на молитву. Тогдашнее взбаламученная перестроечными мотивами публика жаждала опора: что мы, где мы, куда идем?
Путь должен был указать Николай Рерих.
Путь на Восток, к самосовршествованию. Ашрам, шамабала, нирвана. Просветление!
Гребенщиков пел:
Есть имя, которого
Не смеют коснуться дыханья
Светлее, чем свет
Древнее, чем начало начал
Мы шли по последней черте,
За которой молчанье
Нас больше нет
Но имя продолжает звучать…
А Рерих говорил так:
Через Византию грезилась нам Индия; вот к ней мы и направляемся... Живёт в Индии красота. Заманчив великий Индийский путь…
Почти четверть века прожил Рерих в Индии. «Индия — не чужбина, а родная сестра России…
Так вот и публику эту я прекрасно помню, эта была недобитая перестройкой интеллигенция, сутулые очкарики с резинками вместо дужек, привязанными к ушам, институтки, журнальные барышни всех возрастов в тюбетейках, старцы, художники с косою до попы и другие.
Выставка Рериха, горы Рериха…Журналы в те времена выходили исключительно только со статьями Рериха. На книжном развале в Олимпийском Рериху был посвящен весь подвал: какие-то луноликие бородачи с комбинезонах, в их глазах отображались Гималаи. Уста были запечатлены молчанием, поелику гуру много не говорит. Гуру мудро смотрит и молчит. Твой путь – самосовершенствование.
Как сейчас помню:
«Агни-йога», «Жизнь вечная», «Шамбала», «Нерушимое» и т.д.
Культура не может цвести без энтузиазма. Культура окаменеет без огня, верности и преданности. Культура обеднеет без ежедневного труда, без сознательного приношения. Культура умолкает там, где сердце немо. И что же может быть прекраснее, нежели мирный, всепонимающий язык сердца?
И вот прошло тридцать лет и три года.
Новая выставка Николая Рериха в Третьяковской галерее на Крымском валу!
И что?
Где все эти люди, что искали истинный путь? Обрели ли они его? Где надежды, мечты, обретенная истина?
Да, есть нынче целые колонии наших соотечественников на Гоа, но вряд ли они читают на закате Рериха.
Такое ощущение, что Рерих всех обманул!
Позвал за собою в далекую даль, на Гималаи, на поиски шамбалы, нашаманил там чего-то в своих бесчисленных книгах. А мы и поверили, как верим в любую сказку, которая никогда не становится былью.
Кто же спорит, что без Культуры никуда. Никто и не спорит, да и где она, Культура?
В минкульте?
Оказалось, что человек может обходиться и без культуры. А путь к самосовершенствованию можно заменить походом на Крымский вал.
Погулять по залам, сфоткаться на фоне рериховских Гималаев. Откушать кофию в буфете. И забыть о Рерихе навсегда.
Все, что осталось от Рериха - это аниме. Вот и все, что за прошедший период осталось от Рериха.
Рерих стал воспоминанием о далеком прошлом. О том, как мы хотели, но не могли. И высеченные на стене письмена Рериха, словно эхо:
Мы не имеем права думать, что каждодневная работа может препятствовать нашим культурным стремлениям. Наоборот, каждая рутинная работа преобразится и облагородится в осознании Культуры.
Хорошие слова, но даже если повторять их утром и вечером натощак слаще во рту не станет.
На фоне Рериха снимается гламурная девица. Ее приятель с норкой в руке стоит поодаль. Для него Рерих – пустое место.
Рерих не зашел…
Для поддержки и развития канала:
4377 7237 4642 8931 tinkoff
кошелёк юмани:
41001364992514