У вас есть ответ на этот вопрос?
Или вы думаете, что Бог на то и Бог, чтобы все прощать. И что именно этим Он и отличается от человека?
Что ж – наши рассуждения на этот счет могли бы быть интересными и занимательными, но они точно выеденного яйца не стоят. Это как раз тот случай, когда лучше прислушаться к мнению святых.
Ибо они могут знать на этот и другие вопросы не понаслышке, а на основании того, что им сообщил непосредственно Святой Дух. А порой и на основании своего личного опыта.
Итак, кого не прощает Бог?
Ответ на этот вопрос дает преподобный Марк Подвижник, живший в IV веке в Египте, один из преемников св. Антония Великого, считающегося основателем монашества.
Он отличался крайней начитанностью, так что знал наизусть Ветхий и Новый Заветы, но при этом был необыкновенно смиренен. Так что мы можем полностью полагаться на его просвещенное Святым Духом мнение.
Итак, вот что говорит св. Марк о том, кого не прощает Бог:
«Никто столько не благ и не милосерд, как Господь, но не кающемуся и Он не прощает».
Все – точка! Кратко и емко.
Давайте чуть разберемся.
Обратим внимание на первую половину утверждения св. Марка. Нынче (да, впрочем, и всегда они были) развелась масса охотников считать себя милосерднее Самого Бога.
Дескать, если бы я был на месте Бога, то точно бы не допустил ни страшных истребительных войн и эпидемий, ни массовой гибели людей во время катастроф, ни смерти детей и младенцев…
Увы – мы и вправду считаем себя милосерднее Бога. Ведь по факту так и выходит, если мы начинаем рассуждать на эту тему с подобными выводами.
И странным образом это самое наше «лжемилосердие» распространяется и на такую духовную категорию как прощение.
Уж мы-то бы точно простили многих людей, не допустили бы их до массовой и индивидуальной гибели, а уж что касается нас самих…
Вот тут и всплывает главная духовно-психологическая подмена.
Мы потому такие «милосердные, что под этими всеми погибшими людьми и младенцами невольно разумеем и самих себя.
Мы ужасаемся их гибели только потому, что думаем, что и сами могли бы быть на их месте.
Вот она – главная причина нашего «милосердия» и «доброты». Если бы мы были уверены, что Бог ради нас сделает исключение и именно нас «простит», мы бы с легкостью махнули рукой на гибель других людей и тут же успокоились.
Но в том-то и дело, что из духовных законов нет никаких исключений. Все люди попадают под них, и никто из нас не может надеяться, что ради нас Бог будет преступать свои же собственные заповеди и повеления.
«Покайтесь!» - это было первое обращение св. пророка Иоанна Крестителя к людям. (Мф. 3.2)
«Покайтесь!» - это было и первым обращением Самого Спасителя. (Мф. 4. 17)
Закон покаяния – это фундаментальнейший духовный закон.
Собственно он сам по себе и есть «преступление» закона о неизбежности наказания за содеянное зло.
Ибо по сути отменяет тот самый закон возмездия или в индуистской традиции – закон кармы, когда за любым злом неизбежно последует воздаяние.
Да, наш Господь может нарушить этот закон, ибо Он Бог и может преступать Свои законы.
Но и это «преступление» закона тоже должно совершаться «по закону». А именно по закону покаяния.
Да – покайся, и тогда можешь рассчитывать на милосердие Божие, на Его снисхождение к тебе.
А в противном случае…
«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибните». Лк. 13.5.
Все четко и ясно.
У каждого из нас есть не просто надежда на чудо – чудо прощения наших грехов, но даже дан закон, по которому это чудо будет неизбежно происходить.
Это просто поразительно! Наличие этого закона уже само по себе свидетельствует о невероятном милосердии Божием.
Каждый из нас может отменить закон неизбежного возмездия за совершенное зло. Отменить по сути собственную смерть, ибо, как сказано…
«…возмездие за грех – смерть». Римл. 6. 23.
Но мы не замечаем этого милосердия к нам Божьего, нам приятнее рассуждать о том, что мы можем быть (и по сути являемся) милосерднее Самого Бога.
Поразительные слепота и глупость!