Найти тему
Александр Дедушка

Кого не простит Бог, несмотря на всю Свою благость?

Суд Божий
Суд Божий

У вас есть ответ на этот вопрос?

Или вы думаете, что Бог на то и Бог, чтобы все прощать. И что именно этим Он и отличается от человека?

Что ж – наши рассуждения на этот счет могли бы быть интересными и занимательными, но они точно выеденного яйца не стоят. Это как раз тот случай, когда лучше прислушаться к мнению святых.

Ибо они могут знать на этот и другие вопросы не понаслышке, а на основании того, что им сообщил непосредственно Святой Дух. А порой и на основании своего личного опыта.

Итак, кого не прощает Бог?

Ответ на этот вопрос дает преподобный Марк Подвижник, живший в IV веке в Египте, один из преемников св. Антония Великого, считающегося основателем монашества.

Он отличался крайней начитанностью, так что знал наизусть Ветхий и Новый Заветы, но при этом был необыкновенно смиренен. Так что мы можем полностью полагаться на его просвещенное Святым Духом мнение.

Итак, вот что говорит св. Марк о том, кого не прощает Бог:

«Никто столько не благ и не милосерд, как Господь, но не кающемуся и Он не прощает».

Все – точка! Кратко и емко.

Давайте чуть разберемся.

Обратим внимание на первую половину утверждения св. Марка. Нынче (да, впрочем, и всегда они были) развелась масса охотников считать себя милосерднее Самого Бога.

Дескать, если бы я был на месте Бога, то точно бы не допустил ни страшных истребительных войн и эпидемий, ни массовой гибели людей во время катастроф, ни смерти детей и младенцев…

Увы – мы и вправду считаем себя милосерднее Бога. Ведь по факту так и выходит, если мы начинаем рассуждать на эту тему с подобными выводами.

И странным образом это самое наше «лжемилосердие» распространяется и на такую духовную категорию как прощение.

Уж мы-то бы точно простили многих людей, не допустили бы их до массовой и индивидуальной гибели, а уж что касается нас самих…

Вот тут и всплывает главная духовно-психологическая подмена.

Мы потому такие «милосердные, что под этими всеми погибшими людьми и младенцами невольно разумеем и самих себя.

Мы ужасаемся их гибели только потому, что думаем, что и сами могли бы быть на их месте.

Вот она – главная причина нашего «милосердия» и «доброты». Если бы мы были уверены, что Бог ради нас сделает исключение и именно нас «простит», мы бы с легкостью махнули рукой на гибель других людей и тут же успокоились.

Но в том-то и дело, что из духовных законов нет никаких исключений. Все люди попадают под них, и никто из нас не может надеяться, что ради нас Бог будет преступать свои же собственные заповеди и повеления.

«Покайтесь!» - это было первое обращение св. пророка Иоанна Крестителя к людям. (Мф. 3.2)

«Покайтесь!» - это было и первым обращением Самого Спасителя. (Мф. 4. 17)

Закон покаяния – это фундаментальнейший духовный закон.

Собственно он сам по себе и есть «преступление» закона о неизбежности наказания за содеянное зло.

Ибо по сути отменяет тот самый закон возмездия или в индуистской традиции – закон кармы, когда за любым злом неизбежно последует воздаяние.

Да, наш Господь может нарушить этот закон, ибо Он Бог и может преступать Свои законы.

Но и это «преступление» закона тоже должно совершаться «по закону». А именно по закону покаяния.

Да – покайся, и тогда можешь рассчитывать на милосердие Божие, на Его снисхождение к тебе.

А в противном случае…

«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибните». Лк. 13.5.

Все четко и ясно.

У каждого из нас есть не просто надежда на чудо – чудо прощения наших грехов, но даже дан закон, по которому это чудо будет неизбежно происходить.

Это просто поразительно! Наличие этого закона уже само по себе свидетельствует о невероятном милосердии Божием.

Каждый из нас может отменить закон неизбежного возмездия за совершенное зло. Отменить по сути собственную смерть, ибо, как сказано…

«…возмездие за грех – смерть». Римл. 6. 23.

Но мы не замечаем этого милосердия к нам Божьего, нам приятнее рассуждать о том, что мы можем быть (и по сути являемся) милосерднее Самого Бога.

Поразительные слепота и глупость!