Найти тему

Старший воспитатель, ты не прав! или Ищем "замечания" к календарному плану в интернете

Оглавление

Ребят, привет. Начну сегодня не как обычно. Для кого эта статья? Для старших воспитателей детского сада, которые, на мой взгляд, не всегда находятся на своем месте. И для воспитателей, которые вынуждены бывают взаимодействовать с подобной администрацией. "Найти замечания для воспитателя для планов в конце месяца", - так был сформулирован поисковый запрос, по которому нашли мой блог. И я, честно говоря, и в недоумении, и в возмущении пребываю. Обо всем по порядку.

Старший воспитатель, ты не прав! или Ищем "замечания" к календарному плану в интернете
Старший воспитатель, ты не прав! или Ищем "замечания" к календарному плану в интернете

Анализ старшим воспитателем календарного плана воспитателя. Для чего и как?

Смотрите. То, что сформулирован этот запрос методистом, понятно любому. Методистом или начинающим, или "с претензией" (обычно мы называем это другим словом). И вот от чего я хочу предостеречь обоих. По тому, как пишет воспитатель план, вполне можно судить и о методисте. Это как в школе. Сильные классы чаще всего у кого? У сильных учителей. У тех, кто в состоянии научить. Не беру во внимание сложные случаи. Что можно сказать о работе старшего воспитателя, который регулярно делает замечания педагогам относительно календарного плана (говорю на примере него, но в целом, надеюсь, понятно о чем я)? А то, что он не работает или работает "не туда". И вот три моих аргумента на этот счет.

Момент первый - зачем вы хотите найти эти замечания в календарном плане воспитателя?

Чтобы что? Показать значимость свою? Почему замечания вообще должны там быть? Плана без замечаний не существует? Просто получается интересная история: педагог вроде как план писать не умеет или умеет, но так себе. Я, в свою очередь, не учу педагога, месяц целый план не смотрю, а потом просто делаю замечания. Причем заранее ищу в интернете, как и какими их сделать. Так это к кому вопрос?

Грамотному старшему воспитателю ни к чему искать "замечания" для календарного плана вне календарного плана и, тем более, в интернете. Мы уже неоднократно с вами обсуждали, что такое интернет с точки зрения профессиональной деятельности педагога. Вот, кстати, один из последних примеров:

Момент второй - "замечание" - не равно "рекомендация"

Здесь посыл совершенно другой. Работа методиста заключается как раз в рекомендациях, а не в замечаниях.

Небольшое отступление. В комментариях к своим статьям вижу, что некоторые методисты просто берут план у воспитателя и ставят подпись. Слушайте, с этим справится и уборщик служебных помещений. Вы пришли проверить наличие плана? Так и фиксируйте это у себя. Вы же где-то это будете фиксировать, если плана в наличии не окажется. Значит найдете, где и наличие его увековечить. Календарный план педагога - не тетрадь школьника. Это даже, на мой взгляд, как-то унизительно, что-ли. Может, еще ручку с красными чернилами завести?
По секрету: у меня такая ручка была, но совсем для других целей. При случае расскажу.

Возвращаемся к основной теме статьи. Однажды мне на глаза попался опыт работы одного из детских садов нашей страны, в котором была интересная фраза: "Как нас контролируют, так мы и мыслим". Да, нравится нам (воспитателям или специалистам) это или нет, однако стоит признать, что контроль - это одна из сфер деятельности старшего воспитателя. Это констатация факта, и за эту работу методист так же отчитывается. Документально. И это та еще волокита, если делать так, как положено. Но это совсем другая история, вкратце расскажу в конце статьи. Так вот, контроль контролю рознь. И вообще, само слово "замечание" предполагает, что вы его сделали, пальцем погрозили в стиле "больше так не делай", и на этом все, забыли. А через месяц вы опять запросите план. Вы что там ожидаете увидеть? Там будет то же самое. Потому что это вы не научили, как сделать по-другому.

Если все же вы подсказали, как нужно сделать, вот это и будет рекомендацией. А рекомендациями принято пользоваться. Поэтому через неделю вы должны прийти в группу и проанализировать план на предмет выполнения рекомендаций. Не через месяц. А то получается, вы сочли что-то не грамотно спланированным, но позволяете продолжать так работать. Не странно ли?

На что хочу обратить ваше внимание. Вникните в содержание следующего абзаца и продолжим. Это третий момент.

Календарный план воспитателя - документ, все же, личный, а потому разработанный субъективно

При соблюдении в целом методических требований к его структуре и содержанию, наполнение его может не соответствовать вашим ожиданиям от слова совсем, но при этом не быть неправильным. Он просто другой. Потому что разрабатывали его не вы. Разный опыт работы, различные предпочтения в выборе форм обучения, методов и приемов и так далее обуславливают эти различия.

Отсюда будем делить рекомендации методиста по написанию календарного плана на обязательные и не обязательные к исполнению.

"Нормально делай - нормально будет" - эта фраза подходит и для воспитателя, и для методиста детского сада

Давайте на пальцах. В течение дня рекомендуется задействовать все виды детской деятельности. В течение недели они так же должны быть распределены.

Какие виды детской деятельности по опыту "западают" и почему-то забываются педагогами? Это конструирование и познавательно-исследовательская деятельность в части экспериментирования. Вот посмотрел старший планирование на неделю, не нашел там этих видов детской деятельности и рекомендует воспитателю включать их в календарное планирование. Через неделю (я писала об этом выше) он берет план еще раз и смотрит, выполнены ли рекомендации. Не выполнено - фиксирует этот момент и рекомендует еще раз, через неделю приходит опять. Выполнено - хвалит педагога, но через пару недель все-таки заглянет в план еще раз. Выполняется регулярно - придет теперь через месяц-другой, а затем снимет этот вопрос с контроля.

В интересах воспитателя делать нормально с первого раза. А в интересах методиста научить и забыть, а не искать каждый месяц в интернете "замечания" для календарного плана. "Нормально делай - нормально будет" - обожаю это высказывание.

Какие рекомендации не будут являться обязательными. Вернемся к тому же конструированию. Рекомендовать воспитателю использовать тот или иной конструктор для выполнения какой-либо задачи вы можете, но требовать выполнения этой рекомендации по меньшей мере глупо. Потому что воспитатель как минимум лучше знает детей группы, их инициативы и возможности, чем вы. Но это так, правда, на пальцах. А вот если у вас в яслях один строительный набор на всех детей запланирован - это уже другой разговор. Организованная подобным образом деятельность не будет соответствовать возрастным особенностям детей данного возраста. Вот здесь будем смело рекомендовать использовать для каждого ребенка свой набор необходимых (обращаю на это внимание) строительных элементов. И это будет обязательным к исполнению.

За информацией про календарный план и все, что с ним связано, я приглашаю вас вот в эту подборку:

Календарное планирование | Методист в отставке 🤍 | Дзен

Ну а если про методическую бюрократию. Так, для общего развития, чтобы развеять миф, что методисты только ходят и придираются, а в методическом кабинете чай пьют (я, кстати, не исключаю существование подобных экземпляров, как, к сожалению, не исключаю и других напитков). Опять же, этот алгоритм и для понимания воспитателями, и для только что "вылупившихся" старших. На примере календарного плана.

Мы берем у воспитателя календарный план. Не важно, в каком формате. Забирать с группы этот документ я не рекомендую. Он нужен там. Сделайте с необходимых листов плана ксерокопию или попросите план в электронном виде и напечатайте необходимые листы.

Изучаем календарный план. Причем анализируется не один день, смотрим план в хронологии. Можем делать пометки, это же теперь наши листы. А все "замечания" трансформируем в своей голове в рекомендации. Затем на основе этих "замечаний" и рекомендаций составляем аналитическую справку. У нее своя структура, если кратко, то так:

  1. Дата проверки, должность и ФИО того, кого проверяем (это может быть не один педагог), цель проверки.
  2. Положительные моменты. Ага, как с детьми. Иначе что получается? Похвалить не за что, буду только рекомендации раздавать.
  3. Выявленные проблемы (буду называть это так) в содержании календарного плана.
  4. Рекомендации.
  5. Дата составления справки.
  6. Подписи старшего воспитателя и педагога (или педагогов), чей план анализировался.

Да, рекомендации даются под подпись. А "почерканные" ксерокопии плана будут приложением, на основе которого вы сделали подобные выводы.

Если проблем и, соответственно, рекомендаций нет, справка так же пишется, а педагог расписывается за то, что он молодец.

Еще я рекомендую избавиться от слова "проверка". Замените его в своем лексиконе на слово "анализ", ведь вы именно это и должны делать в первую очередь. Уложите в своей голове: "Как нас контролируют, так мы и мыслим".

Друзья, а у вас как? Как работаете? Каким образом осуществляется анализ календарных планов в вашей организации? И осуществляется ли вообще. Поделитесь своим опытом в комментариях.

Еще момент. Эта статья написана при следующих вводных данных: календарный план педагоги пишут, методист его периодически проверяет и ищет "замечания" в интернете. Вопрос необходимости этого документа как такового я сейчас не поднимаю. Поэтому прошу быть взаимно вежливыми и вникнуть в контекст, прежде чем гневно выразиться.

Лайк приветствуется, это позволит увидеть публикацию большему количеству наших коллег. Как и подписка на канал "Методист в отставке". Если вы еще не с нами - per favore.

Кстати, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые